Спорт для всей семьи

Для некоторых конный спорт и все, что связано с лошадьми, является и работой, и увлечением. Именно в этом виде спорта можно постоянно открывать нечто новое. Иногда новое - это хорошо забытое старое. Например, дамское седло, столь распространенное у европейской аристократии в XVIII-XIX веках, в наше время является настоящей экзотикой.

Для женщин, посадка на одной стороне лошади уходит корнями к глубокой древности. Обычная езда верхом для леди считалась признаком неприличия. Так ездили в основном мужчины, дамы были просто пассажирами, сидя за кавалерами и придерживаясь за талию. В эпоху рыцарских турниров, массовых конных охот и торжественных парадов неугомонные аристократки хотели всегда быть в центре внимания.


Мастера раннего средневековья сконструировали специально для них сиденье, которое невероятно отличалось от современного седла. Это было кресло, поставленное на лошадь - высокая спинка, мягкое сиденье, и обе ноги женщины стояли на специальной подставке. Управлять, сидя боком, было совершенно невозможно, поэтому богатых дам водили специально выученные слуги.


Рисунки женщин, едущих на одной стороне скакуна, наблюдаются в росписи греческих ваз, в скульптурах и кельтских мотивах, увековеченных в камне.


Сначала дамское седло было очень неудобным. Всадница сидела боком и не видела дорогу впереди. Благодаря Анне Богемской, которая отправилась в 1382 году в путешествие по всей Европе в боковом седле, чтобы выйти замуж за Ричарда II, в Англии появилось новая манера езды. Корпус дамы развернулся параллельно плечам скакуна. Такая посадка позволяла лучше контролировать лошадь и усилила маневренность.


В старину настоящие английские леди ездили верхом весьма необычным способом, свешивая обе ноги на один бок лошади. Такая езда была очень опасной. Но в 1830 году француз Jules Pellier изобрел новое дамское седло, позволяющее развернуть корпус всадницы и повысить надежность. Для облегчения посадки в дамском седле появились рога, сначала один, а через два столетия второй. Постепенно седло становилось более комфортным. Дощечку заменили стремена различной формы. Дамы успешно освоили быстрый аллюр, и даже прыжки. Это позволило принимать участие в любимейшем развлечении знати всех времен, пышных и красочных псовых охотах. Правда, амазонок допускали лишь до начала гона. Лишь в XIX веке страстная охотница императрица Элизабет Австрийская нарушила устой и стала преследовать добычу вместе со всеми кавалерами.


Всадница садилась боком, одну ногу закидывая на верхнюю луку, при этом коленом другой ноги поддерживая себя во время езды за нижнюю луку. Не все дамы имели возможность ездить именно таким образом. Элегантно сесть в такое седло без посторонней помощи очень сложно. Для этого даме требовались ассистенты. Активное развитие дамской верховой езды наблюдается в XVIII веке, становятся модными конные прогулки, появляются турниры и показательные шоу. Для всадниц создаются особые наряды - амазонки. Комплект состоял из блузы, длинной широкой юбки, жилета, жакета, шляпки, перчаток и особой обуви.

Королева Елизавета II на одной из самых обожаемых лошадей по кличке Бурмис начинала традиционный осмотр войск перед церемонией выноса знамени в дамском седле более 17 лет. С 1986 года, после отправки лошади на «пенсию», королева начинает парад в экипаже.



Конструкция и строение седла

От привычного, дамское седло отличается наличием двух рогов или крыльев, так называемых лук, что дает возможность наезднице крепко держаться на лошади. Верхнее крыло служит опорой для правой ноги, а нижнее крыло держит левую ногу и действует, как упор при прыжке через препятствие.


Особенность строения дамского седла — наличие двух лук

Средний вес старых боковых моделей в полном снаряжении составляет около 12 килограмм. Сегодня мастера работают с облегченными материалами - пластик для производства ленчика и поролоновый наполнитель, уменьшая, таким образом, вес почти в два раза. Основная подпруга, применяемая в боковом седле, должна быть широкой и надежной. Запор подпруги находится под лукой и срабатывает в экстремальной ситуации, освобождая путлище. В современной и усовершенствованной модели дамского седла наездница чувствует себя наиболее комфортно.


Верховая езда в дамском седле

Правильная посадка играет значительную роль в защите животного от травм и обеспечивает безопасность всаднице. Поскольку обе ноги наездницы находятся на одной стороне лошади, надо правильно сбалансировать положение туловища в седле, иначе придется подтягивать подпругу, что доставит лошади дискомфорт и затруднит дыхание. Правую ногу всадницы фиксирует верхний рожок, а нижний рог служит для опоры левой ноги выше колена. Небольшое расстояние между рогами подходит для невысоких женщин. Мобильные рожки самые удобные и годятся для дам любой комплекции. Седло должно надежно крепиться на спине лошади, чтобы не уходило в сторону при езде. При индивидуальном телосложении скакуна, седло может смещаться назад, в этом случае подкладывается подперсье для лучшего преодоления подъемов.


В дамское седло садятся с помощью ассистента или подставки. Для начинающих удобнее будет сесть на лошадь, как при посадке на обычное седло, а затем перекинуть правую ногу. При посадке с помощником, который встает на одно колено, всадница опирается левой рукой на его плечо, а сцепленные руки ассистента служат упором для левой ноги наездницы. Амазонка должна сидеть в седле прямо, немного отворачивая назад правое плечо, чтобы корпус находился параллельно плечам скакуна. Правую ногу перекидывают через верхний рог. Левая нога, как и в привычном седле, располагается в стремени. При дамской езде правый шенкель служит заменой хлыста, а левой ногой оказывается противодействие и наоборот.


Поводья берут по обе стороны от правого колена, руки согнуты в локтях. При дамской езде используется только одно стремя. Левая лодыжка должна свободно двигаться, а пятка опускается для правильного баланса и точного контакта с животным. Носок правой ноги смотрит в сторону шеи скакуна и держится свободно. Первые шаги начинаются ездой направо, действуя сразу хлыстом по правую сторону и левым шенкелем, не теряя баланса. При переходе на легкую рысь, всадница приподнимается, опираясь на правое бедро. При этом бедро и колено левой ноги прижимаются к боку животного. Начинающей всаднице лучше перейти на более удобный для езды в дамском седле галоп.


Для перехода на прыжки и преодоление препятствий лучше всего подходит опытный и послушный скакун. Сначала препятствием служат небольшие камни или палки, дальше ставятся кавалетти. В эти моменты важно следить за спиной (она должна быть ровной) и делать правильный наклон, не отрываясь от седла. Наклон делается именно в тот момент, когда лошадь начинает отталкиваться от земли. Во время прыжка левое плечо направлено в сторону правого колена. Важный момент прыжка - упор правой ногой.


Шпоры и кнут используются в качестве вспомогательных средств для верховой езды, но шпора присутствует только на левой ноге. Вожжи должны быть одной длины.

Существуют основные принципы посадки в боковое седло:

  • правая нога держится раскованно на верхнем роге седла;
  • основная масса фокусируется бедром правой ноги;
  • левое бедро выставляется вперед, помогая корпусу правильно сбалансировать вес;
  • спина полностью выпрямлена, с разворотом параллельно плечам скакуна;
  • колено левой ноги прислоняется к седлу, при этом пятка смотрит вниз;
  • голова не опускается, взгляд устремлен вперед;
  • левая нога держится в стремени свободно, без надавливания, для сохранения баланса;
  • крылья седла не сжимаются коленями;
  • руки сгибаются в локтях и прижимаются к талии, движение кистей рук свободное;
  • резкими движениями натягивать повод нельзя;
  • немного удлиненный повод дает лошади большую свободу движения.

Современная дамская езда

Если раньше езда в дамском седле была данью моде и традициям, то сегодня - это хобби, и по этой дисциплине не только ездят верхом, но и проводят различные соревнования. Дамская езда позволяет производить различные действия: выезжать на охоту, прыгать через барьеры, соревноваться практически по тем же дисциплинам, что и в обычных видах спорта.


Сегодня конный спорт переживает взлет популярности. Существует немало конных клубов, готовых обучить новичков азам мастерства, организовать прогулки или конные походы.

В Англии и Германии есть много различных классов для дамской езды. Это и конкур, и выездка разных уровней, езда в исторических костюмах и даже есть специальные классы для маленьких детей на пони в маленьких дамских седлах.


Видео — Верховая езда в дамском седле

Плюсы и минусы езды в дамском седле

Для начала стоит рассмотреть положительные стороны дамской езды:

  • дамской ездой могут наслаждаться представительницы прекрасного пола в любом возрасте. Это вполне комфортно и для маленьких принцесс, и для почтенных дам;
  • при боковой посадке наездница не натягивает повод, а производит это мягче, чем наездник в привычном седле;
  • имея только начальный опят верховой езды, любая дама сможет овладеть мастерством медленного и быстрого аллюра. Всего за несколько уроков всадница осваивает азы дамской езды. Тому, кто никогда раньше не ездил в дамском седле, научиться гораздо проще, чем тому, кто имел опыт обычной верховой езды. Проще всего это умение дается детям. Маленькие леди 5-6 лет - самые лучшие ученицы;
  • умение дамской езды - это явный признак статуса. В наше время дамская езда снова обретает популярность. Горячими поклонницами верховой езды становятся не только коронованные особы. Страсть королевы Великобритании Елизаветы II - лошади и скачки. Она великолепная наездница и пример для подражания современным барышням;
  • прекрасные всадницы производят неизгладимое впечатление. Амазонки элегантно смотрятся в исторических костюмах, специально созданных для дамской езды, и не оставят равнодушным ни одного зрителя;
  • такое увлечение - это еще один шанс показать свои возможности в любых видах конного спорта.


Что касается отрицательной стороны, некоторый дискомфорт в дамской езде присутствует. Всадница в боковом седле не достаточно хорошо ощущает скакуна. Наездница сидит выше, чем при обычной посадке, и ноги не прижимают лошадь с двух сторон, но эти «недостатки» дают амазонке избежать неожиданных движений животного. Есть мнение, что боковая посадка приводит к сколиозу, но в усовершенствованной модели дамского седла корпус амазонки расположен параллельно плечам скакуна при ровной спине. У женского седла немного другой баланс, поэтому нужна хорошо обученная, чувствительная лошадь.


Делаем седло своими руками

Плохо подогнанное седло доставляет болевые ощущения лошади. Всадник почувствует дискомфорт через поведение животного. Поэтому седла делают под заказ или самостоятельно для определенной лошади и наездника. От качественно изготовленного седла зависит здоровье лошади и комфорт всадника. Его размеры должны точно соответствовать всем габаритам. Хорошо сделанное седло дает наезднику необходимую поддержку, безопасность и контроль над животным. Процесс требует определенных навыков. Для уверенных в своих силах предлагается небольшой мастер-класс.


Основные параметры седла

Перед началом работы следует обратить внимание на важные факторы:

  • излучина седла должна абсолютно соответствовать изгибу спины животного;
  • седло не должно быть тесным (зауженное седло давит на мышцы, нарушая циркуляцию крови);
  • седло не должно быть свободным (чересчур широкое седло сильно давит на позвоночник, вызывая боль);
  • внутри седло обивается однородно, без складок.


Ленчик

Ленчик является главной составляющей частью седла. Он может быть деревянным или, в современном варианте, из пластика. Как правило, это пара деревянных дощечек, соединенных стальными дужками. Тут без точных измерений не обойтись.


Для начала надо вооружиться необходимыми материалами и инструментами:

  • ножницы;
  • толстая проволока длиной около 130-150 см;
  • листы фанеры и картона;
  • доски или ДСП;
  • гвозди, клепки, молоток;
  • войлок и поролон.

Цены на ручные заклепочники

Ручные заклепочники

Шаг 1. Теперь можно снимать мерки с лошади, то есть проволокой из нержавейки сделать каркас. Для этого проволока прикладывается к наивысшей точке холки и точке передней части дуги ленчика (на 4 пальца вниз от лопаток), и с легким надавливанием формируется контур спины лошади.

Шаг 2. Полученный каркас аккуратно снимается, и все измерения переносятся на плотный картон. Это станет шаблоном будущего ленчика.

Шаг 3. Для вычисления передней луки ленчика делается образец. Его вырезают по лекалу и наклеивают на плотный материал. В намеченных точках закрепляют клепками и раздвигают стороны шаблона на обозначенную ширину. Изготовленный шаблон прикладывается к спине лошади для проверки.

На этом этапе важно полное повторение контуров спины скакуна.

Внутренняя и внешняя обивка

Поролон укладывают в несколько слоев и, приложив к шаблону, вырезают по контурам ленчика. Для полочек изготавливается войлочная подкладка. Поролоновая обивка должна быть немного больше ленчика. Далее на ленчик крепится основа седла (ДСП или фанера, выпиленные по лекалу) и к ней с помощью гвоздей набивается поролон. Гвозди, для надежности конструкции, должны заходить в каркас ленчика.


Внешне обтягивать седло кожей достаточно сложно в одиночку. Ее может заменить плотная ткань (рогожка, ковролин). Каркас обтягивается выбранным материалом.


Подпруги

Вспомогательные крепления, то есть подпруги, держат седло при езде. В магазинах они продаются по доступной цене, и лучшим вариантом будет их именно купить. Для их изготовления требуются дополнительные знания и умения. В конце работы пристегиваются стремена, и можно проводить испытание изделия.

Если во время пробной поездки скакун чувствует себя великолепно, то с выполнением задачи вы справились. Однако, решившись на изготовление седла собственными руками, лучше позвать на помощь специалиста, а еще правильнее — отдать эту работу мастеру своего дела.


Сегодня не просто найти функциональное дамское седло, так как оно не находиться в массовом производстве. Заказать изготовление качественной модели стоит немалых денег. Принципы средневековой женской скромности устарели, но воссозданная форма дамской езды, возрождает элегантность ушедшей эпохи.

Видео - Как делают английские лошадиные седла

Импровизированное седло появилось почти сразу после того, как человек сел на лошадь, и существовало еще во времена Александра Македонского. Тогда это была шкура зверя или покрывало, закрепленное на спине коня троком-веревкой, охватывающей грудную клетку животного. С тех пор принцип не изменился: седло по-прежнему крепят к лошади ремнями, проходящими по груди. А вот конструкция претерпела значительные изменения, что привело к появлению множества разновидностей этого предмета.

    Показать всё

    Типы седел

    В зависимости от цели использования и продолжительности нахождения лошади под седлом они могут быть английские, полочные, вьючные и вольтижировочные.

    Вольтижировочное

    Предназначено для выполнения упражнений на лошади, двигающейся по кругу. Сегодня выпускается только в РФ. Западные коневоды предпочитают более удобную гурту. В быту такое седло не пригодится.

    Вольтижировочное седло

    Английское

    Его часто называют спортивным, так как эта разновидность применяется в большинстве современных видов конного спорта, а также в лисьей охоте. Этот вид седла не предназначен для длительных поездок. Вместо полок у него подушки значительно меньшей площади, из-за чего седло сильно давит на лошадиную спину. Всаднику долго находиться в таком седле тоже неудобно. Обычно время использования этой разновидности - 1-2 часа. Его достаточно для спортивной тренировки, но мало для дневного конного перехода.

    Минусы английских седел: маленькая площадь подушек и необходимость периодически эти подушки перенабивать. Частый брак этого типа амуниции – кривой ленчик (основа седла).

    Английские седла для разных видов конного спорта отличаются друг от друга:

    • длиной и формой крыла;
    • «глубиной посадки» наездника;
    • высотой передней луки;
    • шириной «канала» между подушками.

    Изменения в конструкции седел не принципиальны, но создают больше удобств для работы всадника и лошади.

    Английское конкурное седло

    Полочное

    В конструкции седла предусмотрены две выгнутые особым образом доски-полки. От полок и происходит название типа седел. Это наиболее древняя конструкция, распространенная во всех странах в те времена, когда лошадь была основным транспортным средством.

    У полочных тоже есть несколько видов:

    • кавалерийское;
    • казачье;
    • пастушье;
    • дамское;
    • пробежное.

    Все эти виды, кроме дамского, предназначены для длительного нахождения всадника в седле и более равномерно распределяют нагрузку на спину лошади, чем английские.

    Пастушье

    Возникали стихийно во всех странах, где можно было пасти скот верхом. Их модификаций почти столько же, сколько государств на карте мира. Основное требование к таким седлам - удобство для лошади и для всадника. Часто их делают на заказ и передают от отца сыну.


    Наиболее распространенные сегодня модификации пастушьих седел - вестерн и австралийское. У седел вестерн тоже несколько подвидов, приспособленных для конкретного вида работы со скотом. Общие требования к ним - глубокая и крепкая посадка, удобство всадника и лошади при работе в течение всего светового дня.

    Дамское

    Не предназначено для длительных переходов из-за положения тела всадницы. На нем довольно удобно сидеть вначале, но со временем тело затекает. Изначально было изобретено для поездок знатных дам на охоту, во время которой люди не постоянно находились в седлах, а совершали привалы.


    Отличается большей длиной полок, чем «мужское». Под этот вид полочного седла требуется лошадь с длинной спиной.

    Кавалерийское

    Основное седло военной кавалерии. Второе название – «строевое». В разговорной речи его часто называют «строевиком». В разных странах отличается незначительными внешними деталями, но принцип один: дать возможность лошади выдержать длительные дневные переходы, неся не только всадника, но и его снаряжение.

    Имеет длинные полки и толстый потник под седло. Ранее имело 12 размеров, предназначавшихся для лошадей с разной формой спины. Отличались они углом наклона полок. Постепенно количество их сокращалось, и сейчас несколько фабрик выпускают все седла одного размера.


    Казачье

    Из названия понятно, что оно возникло на границе русских земель, охраняемых казаками. Переняло многие черты седел кочевых народов. Полки казачьего седла короче, чем у кавалерийского. Это менее удобно для лошади, но верх предоставляет больше удобств для всадника, так как снабжен не кожаной крышкой, а мягкой подушкой.


    Пробежное

    Относится к типу полочных. В СНГ пробеги совершают часто на казачьих или кавалерийских видах. За рубежом используют специально разработанные для пробегов модели с пластиковыми полками, облегчающими вес конструкции. Они также удобны и всаднику.

    Одна из моделей пробежных седел

    Вьючное

    Современное вьючное седло

    Древняя конструкция вьючного седла

    Первоначальная конструкция – деревянная рама с толстой подушкой, набитой мягким материалом, часто обычной соломой. Современные конструкции схожи с полочными, у которых отсутствует верхняя часть. К современному седлу добавлены специальные поддерживающие «подставки» для боковых вьюков. Такое устройство позволяет надежно закрепить груз и избежать ерзания амуниции на спине у коня.

    Самостоятельное изготовление

    Изготовить седло своими руками на самом деле не так просто, как может показаться поначалу.

    Выбор моделей для самостоятельного изготовления невелик: у английского сложная форма ленчика и много деталей, сшиваемых в строго определенном порядке. Подушки тоже надо уметь набивать, иначе даже правильно сделанный ленчик быстро перекосится.

    Проще всего самостоятельно сделать полочное седло на основе каркаса от строевого или казачьего. Армейские седла отличаются относительной простотой конструкции и возможностью исправить повреждения в походных условиях.

    Если седло делается своими руками с нуля, потребуются услуги сварщика. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться уже готовым ленчиком. На территории СНГ наиболее часто встречаются строевые и казачьи. В последних ленчик называют «арчаком».

    Ленчик кавалерийского (строевого) седла

    Если есть готовый ленчик в хорошем состоянии, для изготовления седла потребуются:

    • войлок толщиной минимум 10 мм - не менее 3 м²;
    • сыромятная кожа толщиной не менее 5 мм - 1 м²;
    • выделанная кожа около 3 мм толщиной - 2 м²;
    • кожаные или брезентовые ремни (шириной не меньше 30 мм и толщиной от 7 мм для кожи);
    • пробойник для кожи;
    • инструменты для разрезания;
    • нитки;
    • 1 м² тонкой кожи, брезента или кирзы на крышку потника;
    • металлическая фурнитура: 4 или 6 пряжек для подпруг и путлищ (диаметр стальной проволоки, пошедшей на изготовление пряжек, не менее 4 мм, стыки должны быть запаяны).

    Ремни на путлища и материал на подпруги идут отдельно от седла. Про седло, которое имеет путлища, стремена и подпруги, говорят, что оно «в сборе».

    Войлок

    Для полочной конструкции подойдет не любой войлок. Так называемый стелечный, который иногда используют в обуви, не годится: он слишком рыхлый. Обычно используют войлок, как на фотографии ниже, или более высокого качества. Это плотный материал, отдельные ворсинки не должны перемещаться под пальцами, если потереть его.


    Подготовка ленчика

    Если ленчик в плохом состоянии, полки придется заменить. Важный момент: полки имеют изгиб и не должны заходить на поясницу. Изгиб от тела лошади на концах полок сделан для того, чтобы основа не впивалась в спину животного и не причиняла боли.

    В норме вытачивают полки из цельного куска дерева. Обычно для этого использовали березу. Фанера не подходит, так как ее невозможно выгнуть в нужное положение. Невлагостойкая фанера расслоится и покоробится. «Ремонтировать» старые полки, просто подклеивая недостающие куски, тоже нельзя, так как у них получится малый запас прочности, и дерево сломается в любой момент.


    Проверяют правильность изготовления полок, положив ленчик на лошадь. Он не должен качаться или «топорщиться».

    Болты, крепящие металлические дуги к дереву со стороны, обращенной к лошади, должны быть утоплены в дерево.

    Основные ошибки при изготовлении седла указаны на рисунке:

    А: правильное прилегание; В: «Мост» – давление по краям полок и пустое пространство посередине; С: точечное давление только посередине седла; D: кривой ленчик

    Живец

    Деталь, выполняемая из сыромятной кожи и обеспечивающая комфорт всадника и лошади. Это широкая полоса кожи, закрепленная в верхних точках задней и передней дуг седла и растянутая между полками сыромятными шнурами. У казачьего седла (см.фото) живец у́же, у строевого может быть шире.


    В новых полках сверлят по 8 дырок диаметром 5 мм. От куска сыромятной кожи отрезают ленту нужной длины и ширины и замачивают в теплой воде. После размокания сыромятную полосу натягивают и плотно пришивают к дугам. От того же куска нарезают шнур 5х5 мм и тоже замачивают.

    В натянутой ленте пробойником делают крупные отверстия. Важно, чтобы пробойник вырезал кусочки, а не просто делал дырки. При простом проколе чем-нибудь острым кожа быстро начнет расползаться. При помощи шнуров ленту живца равномерно распяливают между полками. Результат получается таким:


    Войлочная подбивка полок

    Можно делать ее в двух вариантах:

    • вшить полки в чехол из войлока и брезента «намертво», как на фото выше;
    • сделать съемные.

    В первом случае чехол придется крепить к полке раньше, чем живец. Уже после вшивания полок шнуры живца нужно будет аккуратно пропустить между деревом и войлоком. Плюсы такого чехла в том, что войлок не будет сдвигаться с места при использовании седла. Минусы: войлочную подкладку нельзя как следует вычистить.

    Во втором случае чехол крепят за концы полок, как на фото ниже:


    Войлок чехла при эксплуатации постепенно растягивается и съезжает, но чехол такого типа легко заменить на новый.

    Подкладку из войлока сантиметровой толщины обычно делают двойную, сшивая два куска вместе. Войлок вырезают с припуском, чтобы можно было оформить чехол. Затем войлок на полках припудривают мелом или мукой, и седло снова кладут на лошадь. После примерки сморят, где на лошади остались следы порошка. Отпечаток полок должен быть равномерным по всей длине спины. В противном случае лишний войлок срезают острым ножом, а там, где его не хватает, нашивают дополнительный слой.

    Подпруги и приструги

    Для строевого и казачьего седел есть три варианта крепления к лошади:

    • круговая подпруга;
    • по две отдельных приструги с каждой стороны, к которым будут крепиться подпруги;
    • две длинные приструги, концы которых свисают с обеих сторон седла и прикреплены к полкам гвоздями или скобами для дерева.

    Круговая подпруга видна на нижней фотографии в разделе про живец. Это длинный кожаный или тканевый ремень, проходящий поверх полок седла и охватывающий грудную клетку лошади. Подпруг всегда должно быть две. Круговые неудобны тем, что при затягивании прокручиваются, не позволяя как следует закрепить седло на лошадиной спине.

    Подпруга круговая

    Приструга – ремень, "намертво" прикрепленный к основе седла. Имеет ряд пробитых отверстий, в которые вдевается язычок пряжки на подпруге. Первую пристругу крепят сразу за передней дугой. Вторую – почти посередине полок, ближе к задней дуге.

    Тесьмяная подпруга, подходящая для варианта строевого седла с пристругами

    Наилучший вариант – третий. Два длинных ремня, перекинутых через ленчик и закрепленных на полках, позволяют совместить преимущества первого и второго вариантов. Крепление строевика к лошадиной спине становится более равномерным, при этом нет прокручивания подпруг. Во втором и третьем вариантах возможна смена узких кожаных подпруг на более широкие - тесьмяные или гелевые.


    Потник

    Обязательная деталь полочных седел. Изготавливается из того же войлока, которым обшиты полки седла. Для лучшей сохранности войлока на потник сверху нашивают крышку из тонкой кожи (дорогой вариант), кирзы или брезентовой ткани (экономкласс). К крышке пришивают ремни для закрепления полок седла.

    Потник экономкласса с кирзовой крышкой

    Шьют изделие из двух кусков войлока. Выкройку делают с таким расчетом, чтобы потник спереди и сзади «выглядывал» из-под полок на 3–5 см. С боков потник должен закрывать не меньше половины бока лошади, предохраняя ее от давления пряжками подпруг.

    Важный момент: потник не должен лежать на позвоночнике коня. При седловке его подтягивают до высоты живца, чтобы образовался «домик». С таким же расчетом к крышке подшивают ремешки для полок, удерживающие потник от сползания вниз.

    Вырезав подходящий по размеру прямоугольник войлока, его разрезают пополам по «линии хребта» и снова сшивают оверлочным швом. Делается это для более удобного сгибания потника посередине. С крышкой для потника поступают аналогично.

    В общем виде седло готово, но для удобства всадника добавляют крышку, крылья и стремена.

    Путлища

    Ремень, на который вешают стремена. Под него еще на этапе изготовления полок в деталях делают прорезь. Место прорези – между пристругами. Чем ближе путлище будет располагаться к передней дуге, тем больше всадника будет «вытягивать» вперед при езде.

    Горизонтальная прорезь – место под путлище

    Изготавливают их из длинных ремней: около 2,5 м. При использовании выделанной или сыромятной кожи два ремня часто сшивают вместе. Но это завит от толщины кожи. Брезентовая стропа – одинарная. На одном конце путлища находится пряжка, на другом пробивают дырки, чтобы можно было подогнать длину стремян по ноге. Требования к путлищу - выдерживать вес всадника и не рваться.

    Крышка

    Это кусок кожи, лежащий на железных дугах и защищающий живец от атмосферных осадков. Сыромятная кожа, намокнув, сильно тянется. Строевик с незакрытым живцом быстро станет непригодным для использования.

    Для крышки из выделанной кожи вырезают кусок необходимого размера. Выкройка должна захватывать обе дуги и «свисать» вниз на 2–3 см. С боков достаточно, чтобы она в обмятом состоянии покрывала живец.

    Правильное положение

    Вырезанную деталь размачивают в теплой воде и обминают на седле по форме. Чтобы крышка не слетала, ее можно привязать шнурком к дугам, пробив в коже дырки. В казачьем седле вместо крышки используют мягкую подушку, притянутую к седлу троком, идущим через грудную клетку лошади. Подушка – единственная деталь в полочном седле, при изготовлении которой можно использовать поролон.

    Крыло

    Деталь, защищающая ногу всадника от подпружной пряжки и дерева полок. Вырезают крыло из выделанной кожи или кирзы. Размер подбирается по ноге всадника. Нижний край должен быть ниже колена, но не защемлять кожу над сапогом. Физической нагрузки крыло не несет, поэтому крепится на веревочках к передней дуге и шнуру от живца.


    На этом этапе седло полностью готово. Но строение спины у каждой лошади индивидуально, поэтому ленчик придется подгонять, не только вытачивая деревянную полку, но и меняя угол металлических дуг и крепления полок. Если добавить к этому затраты на необходимые материалы и трудоемкость изготовления конструкции в современных условиях, то проще купить хорошее полочное седло.

08.08.2013

Кроме уздечки важным снаряжением для верховой езды является седло. Его задача в первую очередь защищать спину лошади и только потом создавать удобство всаднику.

Как ни странно, при езде без седла, давление на спину лошади больше, чем при езде с седлом. Равномерное распределение нагрузки создает гораздо меньше дискомфорта её спине, именно поэтому, так кропотливо подбирается седло в каждом конкретном случае.

При его подгонке учитывают высоту холки, длину ленчика, назначение, поэтому обычно сёдла делают на заказ. Надеть чужое седло лошади будет сравнимо с надеванием чужой обуви. Существует несколько типов сёдел, а в каждой группе имеются свои разновидности.

Итак, в современном конном мире можно встретить:

  • Седла английского типа;
  • Седла типа вестерн;
  • Седла азиатского типа;
  • Седла испанского типа и многие другие, но малоизвестные в России.

Особняком стоит дамское седло для лошади, которое сейчас можно встретить на конных шоу и исторических реставрациях.

Для классических видов спорта (выездка, конкур, троеборье) принято использовать сёдла английского типа , они, естественно, отличаются друг от друга, но имеют основные составляющие, присущи всем сёдлам:

Желательно использовать стремена из нержавеющей стали – они самые прочные и точно не сломаются в самый неподходящий момент. С каждой стороны ступни всадника должны быть просветы приблизительно по 1, 5 см. Для безопасности путлища должны быть прочными, перед каждой тренировкой их следует проверять.

Подпруга нужна, чтобы удерживать седло на месте, её тип зависит от телосложения лошади, типа седла и выполняемой работы. Традиционно подпруги делали из кожи, но сейчас их нередко делают из синтетических материалов.

Потники и вальтрапы кладутся под седло, и они удобнее для спины лошади, чем кожаный низ седла. Они должны быть сделаны из натуральных материалов, впитывающих пот лошади. Центральную часть потника заправляют под камеру седла, чтобы он не оказывал давления на позвоночник лошади. Потники и вальтрапы надо регулярно стирать – грязь на них может травмировать спину лошади.

Чтобы седло не сползало назад, оно может иметь подперсье (нагрудник).

Мартингал (кожаный ремень, проходящий от подпруги между ногами лошади и прикрепляющийся к оголовью) используется преимущественно для того, чтобы лошадь не задирала голову выше определенного уровня и всаднику было проще добиться сбора.

К седлам английского типа относятся также: скаковое, учебное и универсальное спортивное седло. Последние два чаще других используются в прокате и при обучении начинающих всадников.

Имеет глубокое седалище с прямыми крыльями, это позволяет всаднику ездить на более длинных стременах, имея, таким образом, лучший контакт шенкелей и боков лошади.

имеет более удлиненный и плоский ленчик, крылья более короткие и выдвинутые вперед, что помогает всаднику сохранять необходимую посадку – подать корпус вперед и укоротить стремена.

очень похоже на конкурное, но крылья еще больше выдвинуты вперед, а упоры для ног более выражены, что необходимо для полевой посадки.

еще более приспособлено для посадки с упором колен в крылья и укорочением стремян, оно максимально облегчено, спутать его с другими седлами невозможно.

Существуют и другие типы седел, достаточно специфичные и распространенные только в определенных кругах.

Универсальное спортивное седло и учебное седло практически идентичны, их можно считать гибридом конкурного и выездкового седла.

Сёдла для лошади, как и уздечки, традиционно делают из кожи, хотя сейчас всё чаще можно встретить и более дешевые из синтетических материалов.

В археологической науке не существует единого мнения ни о времени, ни о месте появления стремян - той важной части конской сбруи, которая произвела настоящий переворот в использовании человеком всех возможностей верхового коня. Одни исследователи считают, что стремена возникли в начале нашей эры у сарматов, другие называют районы, пограничные с Китаем в эпоху Поздних Хань, третьи - Южную Сибирь (не позднее III в. или, по другой точке зрения, до V в., четвёртые отдают приоритет в этом вопросе государству Когурё (не позднее IV в.). Существует также мнение о появлении первых стремян у гуннов; наконец, возникновение стремян связывают с древними тюрками, относя их изобретение к VI в.

(Китайский рельеф, 7 в.н.э.)

Большинство исследователей полагает, что стремена возникли у степных народов, в жизни которых важную роль играло кочевое или полукочевое скотоводство, а конница издавна составляла основную часть войска. Некоторые учёные, не отрицая этого положения, всё же допускают возможность изобретения стремян осёдлыми народами, быстро освоившими верховую езду для борьбы со своими кочевыми соседями. По другому интересному предположению, седло со стременами ранее всего появилось у народов гор, так как без этого приспособления езда верхом по крутым склонам практически невозможна.

Собранные нами материалы, вероятно, позволят несколько иначе взглянуть на проблему происхождения стремян. Прежде всего представляется возможным удревнить дату их появления. При доказательстве тезиса об изобретении стремян тюрками в VI в. чаще всего приводят три основных довода:

1) возникновение стремян связано с появлением жёстких сёдел в VI в.;

2) изобретение стремян приводит к появлению сабли (наиболее ранний её экземпляр датируется началом VII в.);

3) появление стремян ранее VI в. якобы не подтверждается материалами твёрдо датированных памятников.

Рассмотрим, насколько основательны эти доводы. О времени появления жестких сёдел не существует единого мнения. С.И. Руденко указывал, что они появились в Азии не позднее V в., так как в VI в. это уже сформировавшийся тип сёдел.

Глиняные модели жёстких сёдел устойчивой формы известны среди находок на раннеславянских поселениях Молдавии VI-VII вв. Высокое седло изображено на глиняном сосуде в форме всадника из Кореи. Сосуд относится к культуре Силла и датируется V-VI вв. (...)

В то же время твёрдые сёдла употреблялись и в Индии. Об этом свидетельствуют изображения из Аджанты. Распространённые в Японии в III-V вв. погребальные статуэтки «ханива» часто изображают осёдланных лошадей (рис. 2). Их сёдла всегда имеют высокие луки. Остатки жёсткого седла III-IV вв. были обнаружены в могильнике на р. Кенкол в Киргизии. Седло с высокой лукой изображено на корейском сосуде III в. из Приморского краевого музея. (...)



Интересны гораздо более ранние свидетельства существования жестких седел. Например, глиняная статуэтка коня с высоким седлом известна среди находок из Базар-Калы (Хорезм, III в. до н.э.). Об использовании жёстких сёдел у сюнну (гуннов) в III в. до н.э. свидетельствует «Ханьшу». В 52-й главе «Истории династии Хань» описывается бой при Пинчэне. Сюнну соорудили из своих сёдел несколько укреплённых лагерей вокруг попавшего в засаду императора Гао-ди, «причём высота их достигала высоты (крепостной) стены». К пазырыкскому времени относится деревянная лука от седла с твердым остовом из могильника Каракол на Алтае. (...)

Обратим внимание также на безусловную связь между изобретением стремян и возникновением сабли. Однако и сабля появилась не вдруг. Имеющиеся материалы дают возможность хотя и неполно, но проследить этапы становления этого оружия. Появление сабли - результат развития рубящего кавалерийского меча. Основное различие между ними в характере наносимого удара. Этот фактор определяет форму оружия. Стремена дали всаднику возможность не только рубить, но и сечь. В погребениях IV-V вв. в Европейской части СССР широко встречаются однолезвийные прямые палаши. Это ещё не сабли, но уже и не мечи, поскольку они отличаются от мечей характером наносимого удара. Изменить же характер удара конник смог, лишь получив упор для ног. Необходимо помнить также, что между появлением стремян и изменением формы меча должно было пройти некоторое время.

Итак, даже краткое рассмотрение материалов, демонстрирующих развитие жёсткого седла и появление сабли, даёт возможность предположить, что стремена изобретены ранее VI в. Легко опровергается и положение об отсутствии твёрдо датированных памятников древнее VI в. с находками самих стремян.

Рассмотрим имеющиеся данные по мере удревнения фактического материала. Стремена хорошо известны среди находок в курганах V в. в Корее (например, «Курган сосуда хоу», «Курган золотой короны», «Курган серебряного бубенчика», курган №14, 109 и другие в районе г. Кёнчжу) и в Японии... Интересно отметить, что на позолоченных бронзовых обкладках одного из стремян V в. из могильника Конгю-Кейшу нанесен тот же «чешуйчатый» орнамент, использовавшийся и гуннами (рис. 3, 3).

На фресках гробницы Тунг Ку также показаны всадники со стременами. Стремена, найденные в могилах V в. в Японии, Сетсу Онояма разделил на два типа (рис. 4). Первый (первая половина V в.) схож с одновременными корейскими. Второй (со второй половины V в.) представляет местные формы. Им одновременны «глухие» стремена, являющиеся специфической японской формой.

Известны и некоторые абсолютные даты. При описании биографии китайского военачальника Лю Суна говорится о получении им в 477 г. стремени в качестве сигнала для начала военных действий. Эта история, несомненно, показывает, что стремена в V в. были общеизвестны и широко применялись в Китае. Изображения стремян в корейской гробнице Тунг Ку датируются, как и вся гробница, 427 г. Упоминавшийся «Курган сосуда хоу», в котором найдены стремена, датируется по надписи на сосуде, давшем ему название, 415 г. Важны для датировки и погребальные фигурки осёдланных лошадей из Японии с изображениями стремян (см. рис. 2)...

Материалы III в. предоставляет сибирская археология. Миниатюрные железные модели стремян из числа случайных находок широко известны на Среднем Енисее (рис. 5). Это преимущественно стремена с восьмёркообразным завершением, типа, широко бытовавшего впоследствии в VI-X вв. Их форма наиболее проста. Необходимо иметь в виду, что миниатюрные изображения вещей, созданные для погребений, не встречаются в Южной Сибири позднее Уйбатского этапа таштыкской культуры (III в.). Миниатюры более позднего времени представляют иные типы стремян. Таким образом, в настоящее время самые ранние стремена, известные по археологическим памятникам, относятся к III - началу IV в.

Рис. 5. Модели таштыкских стремян III в. из Хакасии (по Л.Р. Кызласову), железо

Значит ли это, что ранее стремена не были известны? Археологических фактов пока нет. Но существуют ли какие-либо иные источники, говорящие о происхождении стремян? Для решения этих вопросов необходимо выяснить, какие потребности приводят к появлению стремян и каковы основные функции последних.

Как известно, стремена служат для облегчения посадки всадника в седло и являются упорами для ног при верховой езде. Следует отметить при этом, что стремя необходимо не для того, чтобы сидеть, а для того, чтобы стоять или привставать в седле, и для того, чтобы усидеть в седле.

Потребность в стремени как приспособлении для посадки в седло существовала всегда со времени появления верхового коня. До массового распространения стремян и после него эта задача решалась по-разному. Вторая основная функция стремян вызвана в первую очередь особенностями конного рукопашного боя и вооружением воина-всадника.

При использовании лука и стрел, копья и короткого меча положение всадника на конской спине не было надёжным... С началом же массового использования длинного рубящего меча и тяжёлой ударной пики стремена стали совершенно необходимой деталью сбруи. Многие письменные источники подробно описывают сокрушительную силу удара пики: противник часто оказывался пробитым насквозь и, уж во всяком случае, выбитым из седла. ... Тяжёлая пика лишала его возможности использовать руки для упрочения своего положения верхом и заставляла развернуть туловище левым плечом вперёд. Из-за этого в сторону уходило правое колено. Шлюс всадника не мог быть крепким и потому, что конь часто имел броню, по которой скользили ноги наездника. Таким образом, коннику не удавалось использовать для твёрдой посадки ни руки, ни ноги, и только стремена могли помочь ему держаться в седле.


Широкое распространение тяжеловооружённых конных войск от сарматов и парфян до Китая и Кореи даёт нам право оставить в стороне вопрос о выдающемся искусстве верховой езды как привилегии какого-либо «родившегося в седле» народа. Не следует забывать также, что с того отдалённого времени и вплоть до исчезновения конницы как особого рода войск в недавнем прошлом принципиальных, качественных изменений в холодном оружии всадника не произошло. Одинаковый комплекс вооружения всадника предполагает и одинаковое снаряжение коня.

Всё сказанное даёт возможность предположить широкое бытование стремян в период с IV-III вв. до н.э. (массовое распространение катафрактариев) по III в. н.э. (когда мы имеем уже археологические доказательства существования стремян). Почему же стремена того времени до сих пор не известны по археологическим данным? Прежде всего катафрактариев разных народов, за редким исключением, по существовавшим обычаям не хоронили с конём или с конской сбруёй. Возможно, стремена иногда и оказывались среди погребального инвентаря, но они в то время вряд ли делались из металла. Предметы же из органики в могилах более чем двухтысячелетней давности сохраняются лишь при особо благоприятных условиях. Однако доказать широкое применение в древности стремян, сделанных из органических материалов, всё же возможно.

Можно полагать, что ременное стремя изображено на известной вазе из кургана Чертомлык (IV в. до н.э.). Об использовании таких стремян-петель в Индии во II в. до н.э. свидетельствует изображение на медной вазе из Кулу Вэли и на рельефе ворот из Сандши. О распространении ременных стремян у гуннов, сарматов, скифов, даков, алан, готов, персов, галлов и египтян говорят письменные источники. Подобные петли употреблялись и в Китае. Этнографические материалы свидетельствуют об использовании верёвочных стремян современными калмыками, якутами и хакасами.

Важные сведения дает анализ этимологии слова «стремя» в языках разных народов. Рассмотрим этот материал подробнее.

Таблица I. Славянские языки


Производят от:

1) общеславянского «strьmen» - первоначально: «верёвка; ремень; то, что натягивается»;

2) «strьmъ» - «крутой; тугой; то, что натягивается»;

3) древне-верхне-немецкого «stroum», «strom» - «верёвка, струна; то, что натягивается»; 4) индоевропейского «ster» - первоначально: «ремень; верёвка;то, что натягивается или напрягается».

Табл. I показывает, что в славянских языках слово «стремя» произошло от общего корня. Лингвисты выбирают между четырьмя древними основами. Но нам важно отметить, что значение всех исходных корней одинаково: «верёвка; ремень; то, что натягивается ».

Таблица II. Западноевропейские языки.


В западноевропейских языках (табл. II) термин «стремя» тоже происходит от корней со значением «ремень, верёвка» или имеет составной характер. В последнем случае к корню со значением «верёвка, ремень» обычно добавляется основа, выражающая процесс подъёма («подниматься, влезать»).

Корень с таким же значением («верх, наверх, подниматься») послужил основой образования слова «стремя» и во всех тюркских языках (табл. III).

Таблица III. Тюркские языки.


Сравни древнетюркск. ӧзä, ӳ зä - «вверху, над, сверху» и ӧзläk ат - «верховая хорошая лошадь»

Рассмотренные лингвистические данные позволяют определённо говорить о том, что стремена у разных племён и народов первоначально делались из кожаного ремня или верёвки и служили приспособлением для посадки в седло. Эти языковые материалы показывают и широкое распространение таких стремян.

Следующим шагом в эволюции стремян явилась петля, укреплённая вставкой-подножкой. Остатки таких стремян II в. до н.э. найдены близ Нагпура в Индии. Этот тип стремян также был широко распространён. Именно такие петли со вставными деревянными подножками обнаружены недавно в катакомбах X-XII вв. близ Пятигорска. Этнографические аналоги им известны в Ставрополье, Воронежской области и других местах Центральной России.

Делались стремена и из других органических материалов. Например, из дерева (Корея, Япония). Лишь в VIII в. деревянные стремена арабской конницы были заменены железными. Бытовали деревянные стремена и у монголов как в XI-XII вв., так и в настоящее время. До недавнего времени деревянные стремена употреблялись тувинцами, башкирами, казахами, якутами и другими народами (рис. 6). На территории Тувы употреблялись также стремена из кости и рога (рис. 6, 5). Этот же материал употребляли для изготовления стремян и хакасы. Войлочные стремена известны у современных киргизов. Таким образом, широкое употребление в древности стремян из органических материалов вряд ли может вызывать сомнения.


Рассмотренные материалы позволяют нам сделать следующие выводы:

1) стремена появляются и начинают широко использоваться уже с IV-III вв. до н.э. В то же время появляются и наиболее ранние формы жёсткого седла;

2) ранние стремена изготовлялись из органических материалов;

3) развитие типов стремян можно представить себе следующей приблизительной схемой: петельные гибкие (ремень, верёвка) → петельные закреплённые (с твёрдой вставкой-подножкой) → деревянные → деревянные, укреплённые металлическими накладками → металлические. При этом надо иметь в виду, что стремена из органических материалов всегда продолжали сосуществовать с металлическими;

4) широчайшее распространение ранних типов стремян и наличие своеобразных местных их форм у народов с различными хозяйственными укладами (деревянные круглые и трапециевидные в Корее, «глухие» в Японии, с «внутренней петлёй» в Южной Сибири (рис. 5, 2) и т.д.) позволяют отказаться от поисков народа - «изобретателя стремян».

(Китай, 7-9 в., бронза)

Стремена, как и множество других необходимых в быту предметов, возникли, по-видимому, в разных центрах. Своеобразные местные формы были, вероятно, вытеснены или отодвинуты на второй план с появлением металлических стремян, оказавшихся универсальными.

археолог, д.и.н. И.Л.Кызласов

Седло - важный и неотъемлемый элемент при работе с лошадью под верхом. К выбору седла надо отнестись очень внимательно, потому что плохо подходящее седло может травмировать лошадь и стать причиной отказа лошади выполнять те или иные элементы. Хорошо лежащее на спине лошади седло не натрет спину даже при больших нагрузках. Оно должно способствовать корректной посадке всадника и равномерно распределять его вес по спине животного. Для подбора седла снимают промеры с тела лошади, определяют форму холки, ширину спины. Так же учитывают вес всадника и его умения в управлении лошадью и вообще как он держится в седле. Тип и форма седла, а так же материал, из которого оно сделано, тоже влияют на выбор при покупке седла.
Из каких материалов изготавливают седла и какие бывают виды седел.
Седла в нашем магазине бывают для выездки, конкура, троеборья или универсальные. Выездковые седла отличаются более длинными крыльями. У конкурных крылья покороче, ленчик более плоский. Если же Вы уже определились с видом седла, то мы Вам поможем подобрать сбор к нему: подперсье, чехол, подпругу, стремена, путлища, чехол на подпругу и другое дополнительную амуницию. Важный момент - брать кожаное или синтетическое седло? Кожаное дольше прослужит, но стоить будет на порядок дороже. А синтетическое дешевеле, легче по весу и в случае если всадник или лошадь перерастут его, то его легко можно будет заменить. Кстати, и синтетическое седло может быть в работе до десяти лет, а ухаживать за ним в разы проще. В нашем магазине конных товаров сайт Вы сможете купить седла марки Horze и быть уверенным в качестве материалов, будь то кожа или синтетика, в надежности ленчика, приструг и упоров седла!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи