Спорт для всей семьи

Спортсменов

Диагностика функционального состояния спортсменов является одним из основных звеньев в коррекции трениро­вочного процесса и оптимизации всей системы многолетней подготовки волейболистов и баскетболистов высших раз­рядов. К сожалению, в настоящее время во многих видах спорта нет достаточного количества методов функционального исследования, сочетающих в себе высокую прогностичность, информативность и портативность.

В основе системы комплексной оценки функционального состояния спортсменов лежат системно-структурный подход и представления о спортивной деятельности как сложной иерархической, многоуровневой, динамической структуре. Низший уровень такой структуры («микроуровень») состав­ляет сам спортсмен, результативность деятельности которого определяется рядом субъективных факторов. К числу субъ­ективных факторов, определяющих успешность соревнова­тельной деятельности спортсменов, следует, прежде всего, от­нести функциональное состояние физиологических механиз­мов спортивной деятельности, под которыми мы понимаем морфологические структуры и физиологические процессы, обеспечивающие сбор, анализ, хранение и воспроизведение информации, необходимой для достижения оптимального результата спортивной деятельности.

Физиологические механизмы спортивной деятельности (ФМСД), являясь иитегративной единицей целостности дея­тельности организма, могут быть в свою очередь, разложе­ны на ряд составляющих элементов, взаимодействие которых обеспечивается множеством жестких и гибких прямых и обратных связей. Блок-схема узловых элементов ФМСД включает функциональный блок приема, анализа, хранения и воспроизведения информации; функциональный блок управ­ления и регуляции спортивной деятельности, определяющий также уровень общей функциональной активности организ­ма; функциональный блок реализации полученной информа­ции (опорно-двигательный аппарат) и блок общего функцио­нального обеспечения спортивной деятельности (блок веге­тативного и энергетического обеспечения), включающий, прежде всего, кардиореспираторную систему и систему крови, лимитирующих в конечном итоге адаптационные возможности спортсменов к физическим нагрузкам (Р.М. Баевский, 1970; Н.Д. Граевская, 1975; А.Н. Воробьев,1977; В.Л. Карпман, С.В. Хрущев, Ю.А. Борисов, 1978; В.А. Шестаков, 1982).

Таким образом, объективная текущая или этапная оценка функционального состояния спортсменов должна как минимум включать четыре батареи тестов или методик, характеризующих функции указанных выше узловых элементов ФМСД, при этом удельная значимость результатов исследования по каждому функциональному блоку будет определяться спортивной специализацией и индивидуальны­ми особенностями спортсменов. В частности, в игровых видах спорта функ­циональное напряжение спортсменов обусловлено не только значительными энергетическими тратами, но и большой ин­формационной нагрузкой, что требует в процессе текущего и этапного контроля особого внимания к состоянию сенсор­ных и регуляторных систем.

Для результативной игровой деятельности спортсменов высокой квалификации необходимы чрезвычайно быстрые, высоко координированные и точные движения, осуществле­ние которых в значительной степени связано с индивидуаль­ными особенностями приема и анализа зрительной и проприоцептивной информации и развитием у спортсменов чув­ства времени.

В процессе этапного контроля наиболее существенные различия между волейболистами высшей квалификации (мас­терами спорта) и перворазрядниками наблюдались по та­ким показателям как РДО, чувство времени и времени реак­ции выбора. Так, например, если принять величину ошибок при РДО у волейболистов высшей квалификации за 100%, то величина ошибок у волейболистов-перворазрядников со­ставила 212%, а чувство времени, соответственно - 183%, Существенно больше требовалось перворазрядникам времени для правильного решения и в опытах с определением вре­мени реакции выбора.

В опытах с определением пропускной способности зри­тельно-моторной системы оказалось, что этот показатель у волейболистов мастеров спорта также несколько выше, однако это различие составило 9% (мастера спорта 3,29 бит/сек, перворазрядники - 3,03 бит/сек). Вместе с тем, этот показатель оказался достаточно информативным в про­цессе текущего контроля. В частности, пропускная способ­ность зрительно-моторной системы под воздействием трени­ровки или соревновательной деятельности уменьшается у во­лейболистов разной квалификации, причем степень уменьше­ния находится в прямой зависимости от степени утомления спортсменов.

Функциональное состояние двигательного анализатора можно оценивать по двум показателям: способности вос­производить заданную амплитуду движения и способности дифференцировать мышечные усилия. Волейболисты разной квалификации существенно не отличаются по этим показа­телям. Вместе с тем точность воспроизведения мышечных усилий и амплитуды движений в процессе этапного и теку­щего контроля достаточно объективно отражают функцио­нальное состояние двигательного анализатора волейболистов. Для текущей оценки функционального состояния двигатель­ного анализатора может быть использован и метод вибротестометрии. Как известно, вибрационная чувствительность является сложным показателем, включающим в себя кожную и проприоцептивную чувствительность (Дж. Сомьен, 1975). Обнаруживается определенная зависимость между уровнем вибрационной чувствительности и уровнем тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивные физические нагруз­ки приводят к значительному падению вибрационной чувст­вительности.

Важное значение для комплексной оценки функциональ­ного состояния спортсменов имеет изучение состояния ней­рофизиологических аппаратов управления спортивной дея­тельностью, связанные с обработкой полученной сенсорной информации, принятием соответствующих решений, выработ­кой двигательных программ и контролем за их реализацией, при условии наиболее эффективного взаимодействия вегета­тивной сферы и двигательной системы спортсмена.

Для общей оценки функционального состояния управ­ляющих систем мозга может использоваться метод опре­деления уровня умственной работоспособности спортсмена. Этот метод достаточно полно отражает динамику функцио­нального состояния управляющих систем ЦНС волейболис­тов в процессе отдельных тренировочных занятий и в раз­личные периоды макроцикла. Для определения уровня умст­венной работоспособности могут быть использованы как простые методы исследования (метод корректурной, пробы), так и сложные физиологические методы. В частности, элек­троэнцефалография (С. А. Масальская, 1983) или метод регистрации медленных электрических потенциалов мозга (МЭП), которые наиболее объективно отражают состояние высших управляющих систем мозга. Данные науки позво­ляют подтвердить предположение об адекватном использо­вании динамики МЭП для анализатора резервной и оптими­зирующей роли неспецифических систем мозга и общих нейрофизиологических изменений в формировании «специфи­ческих систем обеспечения спортивной игровой деятель­ности.

При определении уровня умственной работоспособности волейболистов разной квалификации оказалось, что волейболисты-перворазрядники имели более низкий уровень умственной работоспособности в сравнении с мастерами спорта, способность к дифференцированию раздражителей у них оказалась ниже на 145%.

Подвижность нервных процессов у волейболистов высшей квалификации также выше - у волейболисток-мастеров спорта этот показатель составляет 1,03, а у перворазряд­ниц - 0,89.

Функциональное состояние опорно-двигательного аппара­та волейболистов и баскетболистов в силу особенностей игровой деятельности необходимо определять в процессе специального педагогического тестирования. Вместе с тем, для определения общего функционального состояния опорно-двигательного аппарата спортсменов можно использовать и традиционные методы исследований: динамометрию, электро- и сейсмотонографию, особенно в процессе этапного контро­ля. Согласно научным исследованиям сила кистей правой и левой руки у волейболисток-мастеров спорта составила соот­ветственно 42,5 и 40,9 кг, у волейболисток-перворазрядниц - 40,4 и 35,9 кг, у девушек, не занимающихся спортом - 32,8 и 28,7 кг. Интересно, что асимметрия между правой и левой рукой у мастеров спорта составила 1,6 кг, у перворазряд­ниц - 4,5 и у незанимающихся спортом - 4,1. Динамика этого соотношения на различных этапах подготовки изме­нялась соответственно общему функциональному состоянию. С улучшением тренированности асимметрия в силе правой и левой руки уменьшилась.

Функциональный оптимум ФМСД обеспечивается в зна­чительной степени состоянием вегетативных функций и энер­гетического обеспечения. Особенно важное значение при этом имеет кардиореспираторная система. Одним из важ­нейших интегративных показателей функционального состоя­ния кардиореспираторной системы является уровень неспе­цифической работоспособности и МПК спортсмена.

Таким образом, разработанная нами система комплекс­ной оценки функционального состояния спортсменов обеспечивает объективную характеристику состояния всех четырех функциональных блоков ФМСД: блока приема и анализа информации, управления спортивной деятельно­стью, опорно-двигательного аппарата и блока общего энер­гетического обеспечения спортивной деятельности.


4.2. Методы оценки функционального состояния сенсорных систем спортсмена


Ранее мы отметили, что кольцевая структура спортивной деятельности (см. 4.1.) включает в себя; прежде всего, физиологические системы афферентного синтеза, т. е. Прие­ма и переработки информации, на основе которой прини­маются решения и формируются двигательные программы действий, способствующих достижению оптимального спор­тивного результата.

Морфо-функциональную основу 1-го блока (приема, ана­лиза, хранения и воспроизведения информации) составляет система анализаторов и ли органов чувств (сенсорная систе­ма). Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вку­совой и тактильный анализаторы. Кроме того, выделяют двигательный или кинестетический (осуществляющий ана­лиз раздражений от мышц и суставов - проприорецепция), вестибулярный и интероцептивный анализаторы (Иктероцептивный анализатор обеспечивает анализ раздражений от внутренних органов).

Особое значение для игровой спортивной деятельности имеют зрительный, двигательный и вестибулярный анализа­торы. Некоторые простые методы оценки функционального состояния этих анализаторов описаны нами ниже.

4.2.1. Определение пропускной способности

зрительного анализатора у спортсменов в процессе

врачебно-педагогического контроля

Пропускная способность зрительного анализатора явля­ется одним из важнейших психофизиологических показате­лей человека, который в значительной степени определяет успешность всех видов его психической деятельности, в том числе и спортивной. В современной научной и методиче­ской литературе встречается также другой термин - ско­рость переработки информации в зрительном анализаторе, который является синонимом.

Под пропускной способностью зрительного анализатора понимают его возможность принять определенное количе­ство информации в ед. времени. Обычно этот показатель измеряется в битах и сек (бит/сек), (бит – единица информации, ее количественная единица измерения). Важное значение для пропускной способности зрительного анализатора имеет объем поля зрения. Между пропускной способностью и по­лем зрения существует прямая зависимость, так как от объема поля зрения в значительной степени зависит объем зрительного восприятия (Б. Г. Ананьев, 1961).

В спортивной практике в процессе врачебно-педагогиче­ского контроля определение пропускной способности зри­тельного анализатора у спортсменов имеет важное значение, так как является интегративным показателем, отражающим общее функциональное состояние зрительного анализатора. Особенно необходимо это является в тех видах спорта, в которых зрительная сенсорная система спортсменов испыты­вает большие нагрузки. В частности, в спортивных играх и единоборствах. В этой связи изучение тренером простых методов исследования пропускной способности зрительного анализатора и применение их в спортивной практике явля­ется необходимым условием оптимизации учебно-тренировоч­ного процесса и наиболее полного решения принципа инди­видуализации тренировочных и соревновательных нагрузок.

Среди простых методов исследования пропускной способ­ности зрительного анализатора, которые могут быть реко­мендованы в спортивной практике, следует отметить метод корректурной пробы. В частности, для проведения коррек­турной пробы могут быть использованы буквенные коррек­турные таблицы В. Я. Анфимова (рис. 1). Каждая таблица состоит из 8 букв: А, В, Е, И, К, Н, С, X, встречающихся с равной вероятностью - 1/8. Всего в таблице находится 1600 букв.

Последовательность букв в корректурной таблице сле­дует рассматривать как последовательность сигналов опре­деленной статистической структуры и содержащих опреде­ленное количество информации. Отвлекаясь от семантиче­ской значимости букв, данное количество информации можно рассчитать, используя математическое обоснование для кор­ректурных таблиц с кольцами (А. А. Генкин, В. И. Медведев, М. П. Шик, 1963). Согласно этим расчетам каждая буква будет содержать 0,5436 дв. Ед. или бит, а вся таблица - 0,5436 X 1600 =869,76 бит. Если теперь определить количе­ство букв, просмотренных испытуемым в течение определен­ного времени, то можно рассчитать пропускную способность зрительного анализатора по формуле (А. А. Генкина, В. И. Медведев, М. П. Шик, 1963).

ПС = 0,5436 N-2,807 n,

где N – количество просмотренных букв;

n – число ошибок;

Т – время, необходимое для выполнения задания (в сек);

ПС – пропускная способность зрительного анализатора.

Цель – освоить метод корректурной пробы для исследования пропускной способности зрительного анализатора у спортсменов в процессе текущего и этапного врачебно-педагогического контроля.

Задачи работы:

1. В процессе самонаблюдения провести корректурную пробу с помощью буквенных корректурных таблиц.

2. Освоить методы обсчета корректурных таблиц.

3. Рассчитать пропускную способность зрительного анализатора и занести полученные данные в протокол опытов по следующей схеме: протокол опытов №, дата, цель работы, ф.и.о. испытуемого, дата рождения, спортивный стаж, спортивная квалификация, спортивная специализация, результаты исследования.

Ход работы.

Для определения пропускной способности зрительного анализатора с помощью корректурных таблиц существуют два приема:

Регистрировать время, необходимое для просмотра всей таблицы,

Дозировать задание по времени.

Наиболее удобным является последний прием, так как он позволяет одновременно обследовать большую группу испытуемых (класс, секцию, команду и т.д.).

Ход эксперимента заключается в следующем: преподаватель дает задание просмотреть таблицу слева направо (как книгу), отыскивать и зачеркивать одну из букв. Например, букву “А”.

Работа начинается по команде «Марш» (одновременно включается секундомер), по истечении 2 или 4 минут дается команда «Стоп!» и испытуемые галочкой от­мечают место, где они остановились.

Заполненные таблицы анализируются. Во-первых, подсчи­тывается количество всех просмотренных букв, включая и те, которые не зачеркивались («N»). Затем подсчитываются ошибки, в число которых входят:

Пропуск целой строки (одна ошибка);

Пропуск буквы, которую необходимо было зачеркнуть;

Зачеркивание буквы, которую необходимо было про­пустить;

Исправления уже зачеркнутых букв.

Следует отметить, что в подавляющем большинстве слу­чаев испытуемые допускают пропуск буквы, которую было необходимо зачеркнуть (пропуск полезного сигнала), более редко встречается пропуск целой строки.

Далее, используя указанную выше формулу, рассчитыва­ют пропу-скную способность зрительного анализатора. В среднем у здорового взрослого человека она колеблется в пределах 2-4 бит/сек. Ее величина зависит от функциональ­ного состояния человека, возраста, пола и др. факторов(табл. 5).

Таким образом, с помощью буквенных корректурных таб­лиц возможно относительно точное количественное опреде­ление пропускной способности зрительного анализатора человека. Данный метод прост, требует немного времени (2- 4 минуты) и может быть использован в условиях естествен­ного и лабораторного эксперимента одновременно при об­следовании большой группы испытуемых.

Наконец, с помощью буквенных корректурных таблиц, используя специальные методы обсчета, можно параллельно определению ПС зрительного анализатора измерять уровень умственной работоспособности, подвижность нервных процес­сов и состояние дифференцированного торможения (М. В. Антропова, 1968; Г. Н. Сердюковская, С. М. Тром­бах. 1975; Ю. А. Ермолаев, 1979 и др.).

Возможно использовать несколько форм применения описанного выше метода в процессе врачебно-педагогического контроля: 1) ис­следование ПС зрительного анализатора непосредственно на тренировочных занятиях или соревнованиях; 2) исследова­ние до и после тренировки или соревнования; 3) исследова­ние до тренировки (соревнования) и после, в процессе вос­становления (через 20-30 минут, 4-6 часов, 24 и 48 часов); 4) исследование в день тренировки (соревнований) утром и вечером; 5) исследование в начале и конце микроцикла или в течение микроцикла; 6) исследование в отдельные перио­ды макроцикла.

Оценивая показатели ПС зрительного анализатора до и после тренировочных или соревновательных нагрузок, мож­но определить степень воздействия этих нагрузок в сово­купности с другими показателями, дать объективную оценку функциональному состоянию спортсмена и уровню его трени­рованности.

<<< Предыдущая глава Вернуться к оглавлению Следующая глава >>>

Для исследования функционального состояния нервной системы, как и висцеральных систем организма спортсмена (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем крови, пищеварения, выделения, эндокринной), применяется широкий комплекс медицинских методов. В первую очередь собирается медицинский и спортивный анамнез. Затем врач производит осмотр кожных покровов и слизистых у спортсмена, выполняет процедуры исследования рефлексов, пальпации, перкуссии и аускультации. Полученная при этом информация позволяет составить суждение о состоянии здоровья спортсмена и о наличии предпатологических и патологических симптомов. Материалы такого клинического обследования могут быть использованы для оценки особенностей функционального состояния той или иной системы. Однако наибольший объем полезной информации может быть получен с помощью инструментальных методов исследования (в условиях покоя) и тестов, т. е. в процессе функциональной диагностики.

Ф ункциональная диагностика является одним из фундаментальных разделов медицины, предназначенным для изучения деятельности различных систем организма человека с применением сложной медицинской аппаратуры. Научно-технический прогресс непрерывно обогащает функциональную диагностику, делая ее обязательной составной частью любой отрасли медицины, в том числе и спортивной.

4.1. Функциональное состояние организма спортсмена и диагностика тренированности

Ф ункциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Для суждения о функциональном состоянии организма используются все методы, включая и инструментальные, принятые в современной медицине. При этом изучается функционирование различных систем и дается комплексная оценка функционального состояния организма в целом.

И зучение функционального состояния организма спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. Информация о нем необходима для оценки состояния здоровья, выявления особенностей деятельности организма, связанных со спортивной тренировкой, и для диагностики уровня тренированности.

Т ренированность является комплексным врачебно-педагогичеким понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой тактико-технической и психологической подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Очевидно, что надежность диагностики тренированности зависит от медико-биологической подготовленности тренера, которому необходимо хорошее знание основ специальной функциональной диагностики.

Н адо заметить, что это отражает ведущую роль тренера и преподавателя физической культуры во всем многообразном комплексе проблем, связанных со спортивной тренировкой. Еще сравнительно недавно диагностика тренированности была прерогативой спортивного врача. Новые, более конкретные задачи, стоящие сейчас перед спортивной медициной (см. гл. I), нисколько не уменьшили его роли как в диагностике тренированности, так и в управлении тренировочным процессом.

П оскольку термин «тренированность» приобрел более универсальный характер в современном спорте, потребовалось новое определение того круга вопросов, которые решает спортивный врач в процессе диагностики тренированности (оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем организма и т. д.). Весьма удобным в этом отношении оказался термин «функциональная готовность». Уровень функциональной готовности организма спортсмена (в сочетании с данными о его физической работоспособности) может быть реально использован тренером для диагностики тренированности.

Для изучения функционального состояния систем организма спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются с нормальными стандартами, полученными при обследовании больших контингентов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие нормальным стандартам, либо отклонение от них. Отклонение чаще всего является следствием тех функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, замедление частоты сердцебиений у хорошо тренированных спортсменов). Однако в некоторых случаях оно может быть связано с утомлением, перетренированностью или заболеванием.

В медицине принято ряд показателей деятельного состояния организма сопоставлять не с нормальными стандартами, а с так называемыми должными для данных условий величинами, которые определяются теми или иными существенными переменными. К их числу можно отнести, например, возраст, рост или вес испытуемого, спортивную специализацию, квалификацию и т. д. Однако простого сопоставления недостаточно для надежного суждения об уровне функциональной готовности спортсмена. Проиллюстрируем это примером, в котором рассматриваются соотношения реальных и должных величин для таких независимых друг от друга параметров, как количество гемоглобина (Не) и величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В двумерном пространстве (X и У на рис. 13 ) вертикальная линия (Не) характеризует минимально допустимое значение гемоглобина (левее этой линии Не низкий), горизонтальная линия (ЖЕЛ) - минимально допустимое значение ЖЕЛ для спортсменов данного возраста и вида спорта (ниже этой линии ЖЕЛ низкая). Тогда только спортсмен А. может считаться удовлетворяющим требованиям нормальности по этим двум показателям. У спортсмена В. снижена ЖЕЛ, а у спортсмена С. снижен Не. Очевидно, что такой вывод неверен. Дело в том, что диагностика функциональной готовности производится на основании многих параметров, часто зависящих друг от друга. В этом случае высокий уровень функциональной готовности будет определяться не заштрихованной на рис. 13 зоной, а некоторой кривой Y = f(X), отражающей гиперплоскости в /г-мерном пространстве (п - число исследованных параметров). Тогда оказывается, что достаточная функциональная готовность будет и у спортсмена В., у которого хорошая тренированность может быть достигнута за счет ослабления требований к другим показателям, и в частности к величине Не, сниженной по сравнению с нормой. Лишь у спортсмена С. функциональная готовность недостаточна, что необходимо учитывать тренеру при определении состояния тренированности. Характеристика функционального состояния систем организма может считаться достаточно полной, если наряду с данными, зарегистрированными в покое, учитываются результаты проведения функциональных проб. Функциональные пробы, применяемые в спортивной медицине, могут быть разделены на две большие группы. К первой группе относятся пробы, применяемые для исследования функционального состояния отдельных систем организма (например, нервной системы), ко второй - пробы, оценивающие функциональное состояние организма в целом, с учетом реакций комплекса различных систем организма на возмущающие действия (см. гл. V).

Результатом многосторонней подготовки является спортивная подготовленность, или, как принято говорить, тренированность. Это состояние характеризуется повышенной работоспособностью, в особенности в тех упражнениях, в которых спортсмен тренировался.

Тренированность, с точки зрения физиологии, приобретается посредством замечательной способности всего живого изменяться и совершенствоваться под влиянием соответствующих воздействий внешнего мира. «Работа строит орган»,- говорят физиологи. Такая пластичность организма позволяет, применяя физические упражнения, развивать и укреплять его органы и системы, совершенствовать их деятельность, улучшать работоспособность в целом.

На этой основе возрастает мышечная , повышается быстрота движений, приобретается выносливость, улучшается подвижность в суставах.

Подготовленность спортсмена повышается также за счет приобретения двигательных навыков и улучшения способности выполнять самые сложные движения спортивной техники. Условнорефлекторная природа образования двигательных навыков объясняет огромные возможности в техническом совершенствовании спортсмена.

Наконец, подготовленность спортсмена значительно повышается за счет совершенствования его способности проявлять волевые качества, быть смелым и хладнокровным бойцом. Данные психологии и физиологии говорят об огромных скрытых силах человека, путь к раскрытию которых лежит через совершенствование его психической сферы.

Основным показателем уровня тренированности спортсмена являются спортивные результаты. Однако при этом обязательно учитываются внешние условия (погода, состояние грунта, характер соревнований и пр.).

По результатам соревнования и прикидок можно судить больше об общем уровне тренированности и меньше об отдельных сторонах подготовленности спортсмена. В настоящее время в процессе круглогодичной тренировки для определения отдельных сторон подготовленности применяют контрольные упражнения по общей и специальной физической подготовке и по технической подготовке.

Уровень общей физической подготовленности контролируют упражнениями на быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. Упражнения подбираются с учетом возраста спортсменов и степени их подготовленности.

В каждом виде спорта есть свои контрольные упражнения по специальной физической подготовке. Ими определяется , быстрота, выносливость и гибкость применительно к данному виду спорта. Например, толкатель ядра измеряет свою силу толканием штанги, быстроту - бегом на 30 м, прыгучесть - прыжком в длину с места. Наблюдения дают возможность судить о недостатках в технике движений спортсмена и его тактике. Лучше, если анализ техники и тактики производится на основании кинограмм и записи хода соревнования. Большая роль в этом принадлежит аппаратным методам срочной информации.

Примером контрольных упражнений по технической подготовке могут служить: число попаданий мячом в кольцо у баскетболистов цли в цель у футболистов, точность движений во время выполнения спортивного упражнения и т. п.

Поскольку состояние тренированности спортсмена органически связано с его здоровьем и работоспособностью, важными показателями являются данные врачебного контроля (функциональные пробы, рентгеноскопия, кардиография, анализ состава крови, анализ мочи и др.), по которым судят о состоянии здоровья, о работоспособности и функциональных изменениях отдельных органов и систем.

Для оценки тренированности большую роль играют данные самоконтроля - систематического наблюдения за своим весом, за изменениями окружностей голеней, бедер, , плеч, за частотой пульса, за качеством сна, аппетита, за общим самочувствием.

Разумеется, серьезное значение имеют наблюдения преподавателя или тренера за спортсменом.

Данные врачебного контроля, самоконтроля, результаты соревнований и выполнения отдельных упражнений, а также другие показатели позволяют глубоко анализировать состояние тренирующегося, контролировать ход его тренировки, вносить в нее требуемые поправки, помогают укрепить здоровье, обеспечить правильное и эффективное руководство тренировочным процессом, высокий рост тренированности, а значит, и рост спортивных результатов.

В зависимости от правильности, систематичности, длительности и интенсивности процесса тренировки, а также от соблюдения гигиенического режима и других условий тренированность спортсмена может быть большей или меньшей.

Состояние готовности к соревнованию нередко называют спортивной . Этот условный термин равнозначен подготовленности. Однако надо знать, что в проявлении тренированности главнейшую роль играет состояние центральной нервной системы. Значимость соревнований, условия их проведения и другие воздействия окружающего мира в значительной мере определяют состояние центральной нервной системы, в связи с чем могут быть улучшены или ухудшены спортивные результаты.

Обычно в предстартовые дни нервная возбудимость спортсмена нарастает, достигая оптимально высокого уровня в день соревнования и резко снижаясь после него. Также волнообразно изменяется и работоспособность. Следовательно, на фоне постепенно повышающейся тренированности спортсмен проявляет все свои сиЛы и возможности лишь в соревновательные дни. Вот и выходит, что «спортивная форма», или, точнее сказать, «боевая готовность», создается для каждого соревнования, в котором спортсмен хочет хорошо выступить.

Отсюда понятно, что уровень подготовленности и спортивное достижение совпадают. Несовпадение может быть при неблагоприятных внешних условиях, например при плохой погоде, неудачном подборе лыжной мази, испорченной дорожке и т. п.

Тренированность может и должна постепенно улучшаться на протяжении даже очень длительного времени, обеспечивая спортсмену при его высоких моральных и волевых качествах, при строгом соблюдении гигиенического режима, при правильном чередовании тренировочных занятий и дней отдыха все лучшие спортивные достижения.

При правильной тренировке эта подготовленность должна возрастать из года в год, несколько снижаясь в переходный период в связи с прекращением или уменьшением на некоторое время тренировки в избранном виде спорта.

Тренированность возрастает с каждым годом до определенного возраста. Однако нельзя установить точные возрастные пределы. Здесь весьма важную роль играют индивидуальные особенности спортсмена и социальные условия жизни. Можно только сказать, что наибольших возможностей для спортивного расцвета человек достигает: в видах спорта, требующих искусства в движениях, выполняемых без особых силовых напряжений (фигурное катание, прыжки в воду и на лыжах), в 17-25 лет, а при значительных проявлениях силы (гимнастика) - в 23-28 лет; в видах спорта, требующих преимущественно быстроты движений (спринт), - в 22-24 года, а там, где нужна «взрывная» сила (прыжки, метания), - в 22- 28 лет; в видах спорта, требующих выносливости в работе небольшой продолжительности (средние дистанции), - в 23-26 лет, а в длительных упражнениях, как и при проявлении максимальной силы,- в 25-30 лет.

Если «фундамент» будущей специализации спортсмен создает смолоду, то он раньше «расцветает» в спорте. При запоздалом начале спортивной специализации позднее приходит и наибольший успех. Кроме того, паспортный возраст часто расходится с физиологическим возрастом.

Достигнутый наивысший уровень тренированности может удерживаться несколько лет, разумеется, при соблюдении всех правил тренировки. И в дальнейшие годы, несмотря на снижение спортивных результатов, спортсмен должен продолжать тренировку.

В нашей стране закономерно спортивное долголетие, обеспечивающее сохранение здоровья и работоспособности и а долгие годы.

Функциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Для суждения о функциональном состоянии организма используются все методы, включая и инструментальные, принятые в современной медицине. При этом изучается функционирование различных систем и дается комплексная оценка функционального состояния организма в целом.

Изучение функционального состояния организма спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. Информация о нем необходима для оценки состояния здоровья, выявления особенностей деятельности организма, связанных со спортивной тренировкой, и для диагностики уровня тренированности.

Тренированность является комплексным врачебно-педагогичеким понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой тактико-технической и психологической подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Очевидно, что надежность диагностики тренированности зависит от медико-биологической подготовленности тренера, которому необходимо хорошее знание основ специальной функциональной диагностики.

Надо заметить, что это отражает ведущую роль тренера и преподавателя физической культуры во всем многообразном комплексе проблем, связанных со спортивной тренировкой. Еще сравнительно недавно диагностика тренированности была прерогативой спортивного врача. Новые, более конкретные задачи, стоящие сейчас перед спортивной медициной (см. гл. I), нисколько не уменьшили его роли как в диагностике тренированности, так и в управлении тренировочным процессом.

Поскольку термин «тренированность» приобрел более универсальный характер в современном спорте, потребовалось новое определение того круга вопросов, которые решает спортивный врач в процессе диагностики тренированности (оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем организма и т. д.). Весьма удобным в этом отношении оказался термин «функциональная готовность». Уровень функциональной готовности организма спортсмена (в сочетании с данными о его физической работоспособности) может быть реально использован тренером для диагностики тренированности.

Для изучения функционального состояния систем организма спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются с нормальными стандартами, полученными при обследовании больших контингентов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие нормальным стандартам, либо отклонение от них. Отклонение чаще всего является следствием тех функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, замедление частоты сердцебиений у хорошо тренированных спортсменов). Однако в некоторых случаях оно может быть связано с утомлением, перетренированностью или заболеванием.

Введение

1.1. Определение понятия «контроль физического состояния»

1.2. Факторы, учитывающиеся при контроле за физическим состоянием спортсмена

1.3. Объекты контроля

1.4. Формы контроля

1.5. Основные критерии комплексного контроля

1.6. Определение уровня физического состояния

1.7. Виды контроля

1.8. Контроль в пауэрлифтинге

Список литературы

Введение.

В процессе подготовки спортсменов, от новичков до членов сборной страны, большая роль отводится планированию и контролю. Современная подготовка спортсменов - сложный и многолетний педагогический процесс, управляемый тренером. Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях выдвигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. «Для успешного управления тренировочным процессом необходима такая организация, которая дала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздействия на него тренировочных нагрузок». Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной и своевременной информации о спортсмене .

М.А. Годик считает, что «управление любым процессом, в том числе и, например, физическим воспитанием человека, включает ряд стадий: сбор информации о занимающемся и среде его функционирования; анализ полученной информации; составление программы работы; работа согласно программе; контроль за ходом реализации, внесение необходимых корректив. Для качественного управления данный цикл действий повторяется многократно и, в зависимости от цели и задач, - с разной частотой и различными средствами».

Среди важнейших функций управления значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффективность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить корректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки. В практике физического воспитания и спорта осуществляют комплексный контроль за состоянием спортсмена, его соревновательной и тренировочной деятельностью .

Основным источником получения информации при подготовке спортсменов является комплексный контроль их состояния после выполнения определенных нагрузок. Возрастающее значение методологии комплексного контроля подготовленности спортсменов и управления тренировочным процессом обусловлено многими характерными для современного спорта причинами, среди которых значительное усложнение системы подготовки спортсменов; отставание качества комплексного контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса; увеличение числа измеряемых показателей, регистрируемых в процессе тренировок и соревнований; повышение требований к метрологическому обеспечению сбора и анализа информации о подготовленности и готовности спортсменов.

1.1. Определение понятия «контроль физического состояния».

В процессе управления подготовкой спортсмена необходимо осуществлять контроль (контроль - управление; контроль - проверка, надзор). Под контролем понимают сбор информации об объекте (системе) с целью коррекции.

Под контролем в спорте следует понимать «совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменениях происходящих в организме конкретного спортсмена» . Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить коррективы, способствующие эффективной подготовке.

В общей теории и методике спорта контроль - это проверка, а также наблюдения с целью проверки. Спортивная метрология, для которой контроль в спорте - основной предмет изучения, определяет контроль «как сбор информации о состоянии объекта управления и сравнение его действительного состояния с должным и проверку» .

Физическое состояние, в теории спорта, рассматривается, как минимум, в трех проекциях: здоровье, телосложение и физиологические функции. К последним относят также двигательную функцию, под которой подразумевается и техническая подготовленность, и уровень развития физических качеств. Однако в специальной литературе и в практике все эти признаки, хотя и рассматриваются во взаимосвязи, чаще всего носят самостоятельный характер и изучаются отдельно.

Е.Ю. Розин считает, что « прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика». Очевидно, контроль будет более эффективным только в том случае, если ему предшествует объективная диагностика.

В большинстве работ, посвященных контролю в спорте, понятие "диагностика" встречается редко. По сути, оно подменено словом "контроль", на который помимо проверки возложена еще одна функция - "способность распознавать", именно так диагностика переводится с греческого. Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, под которым понимается «совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов» .

1.2. Факторы, учитывающиеся при контроле за физическим состоянием спортсмена.

В научной литературе описаны разные взгляды ученых и практикующих тренеров на теоретико-методологические аспекты контроля. Например, Павлов В.И. считает, что « целесообразно ранжировать систему обследования спортсменов, путем разделения методик функционально- диагностического обследования по целям и принципам их осуществления» .

Павлов В.И. считает, что при контроле за физическим состоянием и подготовленностью атлетов в различных видах спорта должны учитываться следующие факторы.

1) Уровень квалификации спортсмена. Известно, что квалификация спортсмена накладывает отпечаток на его показатели при функционально- диагностическом обследовании. Существенным также является уровень физиологических требований к организму спортсмена, с учетом его достижений, амбиций и факторов способствующих, либо препятствующих их реализации.

2) Учет специфики и типа физической активности. В зависимости от этого фактора, в России все виды спорта разделены на циклические; скоростно-силовые; игровые; единоборства; сложно-координационные. Исходя из этого, отличаются методы обследования и требования, предъявляемые к спортсмену.

3) Специфика и отличие активности внутри групп. Так, например, во многих игровых видах спорта спортсмены разделяются, согласно их амплуа. Например, в футболе - это вратари, защитники, полузащитники, нападающие. Они, в свою очередь, делятся на крайних и центральных. В соответствии с амплуа атлетов, будут различаться и требования, а также способы обследования, проводимые у них.

4) Цель занятий спортом. Существуют спортсмены-любители, для которых занятия спортом не являются принципиальными, и при наличии каких-либо пограничных состояний, уход из данного вида спорта существенно не скажется на их благосостоянии. В свою очередь, для спортсменов-профессионалов, запрет на занятия специфической физической активностью по медицинским показаниям может послужить существенным ударом по их благополучию. Поэтому, при решении спорных медицинских вопросов, этот фактор обязательно должен браться в расчет.

5) Учет уровня нагрузок, в зависимости от их специфики. Все виды спорта, по механизмам производимых затрат, можно разделить на аэробные и анаэробные. В зависимости от этого существенно различаются требования к организму спортсмена и способы оценки функционального статуса, с целью определения возможности и пригодности атлета к занятию данным видом спорта.

6) Учет биоэнергетических затрат. Необходимо учитывать уровень расходуемых килокалорий организмом спортсмена, что существенно влияет на скорость и сроки его восстановления после тренировок и состязаний, а также на специфику подготовительного процесса и некоторых других составляющих.

7) Цель обследования. В процессе осуществления обследования, необходимо учитывать цели его проведения - они могут достигаться либо по отдельности, либо вместе, по ходу осуществления комплексного медицинского обследования: здоров спортсмен, или болен, и чем грозит участие в состязаниях в случае наличия патологии (высокий риск внезапной сердечной смерти, усугубление патологического состояния и др.); оценка уровня функционального состояния - физическое состояние, психическая готовность, какой график текущего состояния - подъем, пик, спад, перетренированность и др.; факторы, лимитирующие работоспособность - микроциркуляция в активных мышечных группах, психика, уровень аэробного и (или) анаэробного обеспечения, морфологические и антропометрические параметры и др.

8) Учет как медицинских, так и биологических параметров, влияющих на особенности деятельности спортсмена. Недостаточно отнести спортсмена к здоровым лицам, допущенным для участия в тренировочно- соревновательном процессе - необходимо выявить уровень адаптированности и резервных возможностей организма.

9) Массовость обследований. Особенности занятий многими видами спорта диктуют необходимость быстрого прохождения медицинского обследования, с учетом сохранения его качества. В связи с этим, процедуры, по возможности, должны быть кратковременными, информативным и выполняться средним медперсоналом с тем, чтобы результаты затем были предоставлены специалисту для более длительного и точного анализа.

10) Неоднозначность критериев нормы и патологии для спортсменов. Это касается многих из проводимых обследований - ЭКГ (что считать за клинически значимую брадикардию), ЭЭГ (что считать за клинически значимые изменения у спортсменов) и.т.д. Поэтому, для точной интерпретации результатов необходимо наличие специально подготовленного, опытного медперсонала.

1.3. Объекты контроля.

Объектами контроля являются:

1) нагрузки;

2) состояние спортсмена: а) здоровое состояние - состояние нормального функционирования всех систем организма человека в нормальных внешних естественных условиях; б) болезненное состояние; в) состояние "спортивной формы" - состояние повышенной готовности переносить внешние нагрузки и адаптироваться к ним;

3) уровни развития сторон спортивной подготовленности (физической, тактической, технической, психологической и теоретической);

4) уровни развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;

5) специальное спортивное оборудование: спортсооружения, спортснаряды, экипировка, вспомогательные средства;

6) состояние спортивных животных;

7) спортивное судейство;

8) воздействие фармакологических средств и т.д.

1.4. Формы контроля.

«Принято различать три типа состояний человека в зависимости от длительности промежутка времени, в котором это состояние остается относительно неизменным» .

1. Этапные (перманентные) состояния, сохраняющиеся относительно долго - недели, месяцы. Например, - рост, некоторый уровень выносливости, силы, иногда - вес и др.

2. Текущие состояния, которые изменяются в течение 1-3 суток. Это показатели физического состояния, которые изменяются под влиянием упражнений за это время. Например, аппетит, сон, мышечные боли и т.п..

3. Оперативные состояния, которые изменяются под влиянием однократного (кратковременного) выполнения физического упражнения, серии упражнений в течение одного занятия. Показатели оперативного состояния человека изменяются постоянно (частота сердечных сокращений, артериальное давление).

Необходимость выделения этих трех типов состояний определяется тем, что средства контроля, используемые в каждом случае, существенно различны. Поэтому принято выделять соответственно три основные формы контроля.

1. Этапный контроль, цель которого - оценка и нормирование этапных состояний организма.

2. Текущий контроль, его задача - определение и нормирование текущих колебаний в состоянии организма.

3. Оперативный контроль, имеющий целью экспресс-коррективы состояния организма.

Намозова С.Ш., соглашаясь с общепринятой классификацией форм контроля, тем не менее указывает: «Опыт подсказывает, что в физкультурной работе следует практиковать еще одну - четвертую форму контроля. Это опережающий, профилактический контроль,назначение которого - «предвидеть и подготовиться» к возможным в самостоятельном физкультурном образе жизни негативным ситуациям и случайностям» .

Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных форм контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки.

Для этого необходимо проводить три вида контроля: оперативный, текущий и этапный. Охарактеризуем их определяющие факторы.

Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося. Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения. При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие - непосредственно в процессе тренировки.

Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только: внешние признаки утомления; динамика частоты сердечных сокращений; значительно реже - показатели биохимического состава крови.

б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок: функционального состояния центральной нервной системы; функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления. Текущий контроль может осуществляться: ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок - утром и перед второй тренировкой); три раза в неделю (1 - на следующий день после дня отдыха, 2 - на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 - на следующий день после умеренной тренировки); один раз в неделю - после дня отдыха. При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние: центральной нервной системы; вегетативной нервной системы; сердечнососудистой системы; опорно-двигательного аппарата.

Этапный контроль проводится, как правило, дважды в году (в начале и в конце сезона). На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах ив деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Его задачами являются: 1) определение изменения физического состояния, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. «Назначение этого вида контроля -целостно оценить систему занятий в рамках завершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий» .

1.5. Основные критерии осуществления комплексного контроля.

Для получения информации об этапах подготовки спортсменов используют субъективные и объективные критерии контроля.

К субъективным критериям, свидетельствующим о достижении предельно допустимой нагрузки, относят: одышку, покраснение или побледнение кожных покровов, тошноту, головокружение, боль и чувство тяжести в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую руку. Появление бессонницы, беспокойства, ухудшения настроения, нежелания заниматься свидетельствуют о перенапряжении. Все это тренер может определить визуально или путем опроса. О положительных изменениях под влиянием занятий свидетельствует улучшение самочувствия, появление бодрости, чувства радости.

К объективным критериям относят параметры морфофункционального состояния физической работоспособности и подготовленности. Так, развивающееся утомление проявляется в количественных характеристиках выполняемого упражнения (скорость, частота шагов, темп, амплитуда движений, координация).

Для контроля интенсивности нагрузок в спорте используют показатели частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ориентируясь на их динамику в процессе занятия.

Комплексный контроль в процессе занятия учитывает также изменение внешних условий окружающей среды: понижение температуры воздуха, изменения направления ветра, появления дождя, снега, что приводит к необходимости внесения изменений в содержание занятий, распределение средств, методов и так далее. Все виды комплексного контроля представляют необходимую информацию, используемую в процессе управления тренировочным процессом, позволяющую установить исходный уровень физического состояния спортсмена и контролировать динамику результирующих показателей тренировочных воздействий в процессе занятий.

«Контроль за темпами прироста результатов, определяемых в различных тестах и унифицированных системой в баллах, может быть представлен графически, что дает представление об индивидуальном профиле физической подготовленности и помогает корректировать управляющие воздействия» .

Общий положительный оздоровительный эффект в процессе тренировочного процесса оценивается улучшением уровня индивидуального физического состояния, критериями которого могут быть:

Уменьшение количества острых повторных заболеваний, обострений хронических заболеваний; ускорение процессов восстановления после перенесенных заболеваний и так далее;

Снижение выраженности факторов риска развития сердечнососудистых заболеваний (нормализация или уменьшение избыточной массы тела, нормализация или снижение артериального давления, нормализация липидного обмена, отказ от вредных привычек, повышение двигательной активности);

Снижение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя, после сна и при стандартных физических нагрузках;

Улучшение результатов в двигательных тестах;

Повышение уровня физического состояния;

Повышение мотивации к занятиям.

«Повышение уровня физического состояния служит основой для внесения коррекции в параметры оздоровительных программ в соответствии с возрастным уровнем физического состояния» .

1.6. Определение уровня физического состояния организма (УФС).

Для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма спортсмена, его физической подготовленности используют методы антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов.

Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является частота сердечных сокращений (далее - ЧСС). Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности.

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины.

Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, спортсмен может получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если колебания пульса не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить. У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца.

В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца.

Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

Важным показателем аэробных возможностей организма является уровень порога анаэробного обмена (далее - ПАНО).

ПАНО соответствует такой интенсивности мышечной деятельности, при которой кислорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко усиливаются процессы безкислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией. При интенсивности работы на уровне ПАНО концентрация молочной кислоты в крови возрастает от 2,0 до 4,0 ммоль/л, что является биохимическим критерием ПАНО.

Еще одним основным критерием здоровья следует считать величину максимальное потребление кислорода (далее - МПК).

Именно МПК является количественным выражением уровня здоровья, показателем «количества» здоровья. Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту.

Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки можно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега занимающийся можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же он начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону.

Функциональные пробы с задержкой дыхания применяются преимущественно для определения устойчивости организма к гипоксии. К пробам с максимальной задержкой дыхания относятся пробы Штанге, Генчи и Серкина. В пробах Штанге и Генчи максимально возможная продолжительность задержки дыхания на вдохе (Штанге) и выдохе (Генчи).

Проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году) заключается в регистрации продолжительности задержки дыхания после максимального вдоха. Проба проводится в положении сидя. «У детей проба Штанге может проводиться после 3 глубоких вдохов. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается» .

Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Иногда до и после задержки дыхания регистрируется электрокардиограмма.

Проба Генчи заключается в регистрации продолжительности задержки дыхания после максимального выдоха (нос при этом зажимается пальцами).

В спорте широкое распространение получили косвенные методы определения максимальной аэробной производительности расчетным путем.

Наиболее информативным является тест PWC170 - физическая работоспособность при пульсе 170 уд/мин. Испытуемому предлагаются две относительно небольшие нагрузки на велоэргометре (по 5 мин каждая, с интервалом отдыха 3 мин). В конце каждой нагрузки (по достижении устойчивого состояния) подсчитывается частота сердечных сокращений. Расчет производится по формуле:

PWC170 = N1+ (N2 - N1) х (170-f1/f2-f1), (1) где N1 - мощность первой нагрузки; N2 - мощность второй нагрузки; f1 - ЧСС в конце первой нагрузки; f2 - ЧСС в конце второй нагрузки.

В среднем нормальными показателями теста PWC170 у молодых мужчин считается мощность нагрузки 1000кгм/мин, у женщин - 700 кгм/мин.

Более информативны не абсолютные, а относительные значения теста - мощность работы на 1 кг массы тела:

Для молодых мужчин средняя норма равна 15,5 кгм/мин/кг,

Для женщин - 10,5 кгм/мин/кг.

Для лиц с невысокой степенью тренированности расчетная величина МПК (л/мин) определяется по формуле В. JI. Карпмана:МПК=1,7 х PWC170+1240. (2)

При массовом обследовании лиц, занимающихся спортом, величину МПК и уровень физического состояния можно определить при помощи теста Купера. С помощью 12-минутного бегового тест Купера оценивается состояние физической подготовленности организма на основе расстояния (в метрах), которое спортсмен способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут. Предполагается, что в течение всего теста человек выполняет бег. Если тестируемый не справляется с этим требованием, можно перейти на шаг, секундомер, отсчитывающий 12 минут, при этом не останавливается. Чем более продолжительное время при выполнении теста человек будет идти, а не бежать, тем хуже результат теста. После 12-ти минутного передвижения замеряется преодоленное расстояние в метрах и по таблице оценивается физическая подготовленность. (К.Купер разработал методику 12-минутного теста плавания, 12-минутного теста езды на велосипеде)

«В основе тестов Купер лежат физические нагрузки, предъявляющие достаточные требованиях к сердечнососудистой системе. Поэтому, если организм, хорошо справляется с такими нагрузками, можно говорить о хорошем функциональном состоянии сердечнососудистой системы и ее высокой устойчивости к развитию заболеваний. Напротив, организм, плохо справляющийся с данными нагрузками, имеет ослабленную, малотренированную сердечнососудистую систему, подверженную возникновению различных патологий» .

При сопоставлении результатов теста с данными, полученными при определении PWC170 на велоэргометре, была выявлена высокая степень зависимости между ними:

PWC170 = (33,6 - 1,3Тк) + 1,96, (3)

где Тк - тест Купера в долях минуты (например, результат теста 12 мин 30 с равен 12,5 мин), a PWC170 измеряется в кгм/мин/кг.

Зная величину теста PWC170, по формуле (2) можно рассчитать МПК и определить уровень физического состояния испытуемого.

Предельная (пороговая) величина МПК для мужчин 42 мл/мин/кг, для женщин - 35 мл/ мин/кг.

Люди, имеющие уровень МПК 42 мл/мин/кг и выше, не страают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы.

Но не только пульсу надо уделять внимание. Желательно, если есть возможность измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определенном уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Миниммальное же давление при легкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряженной тяжелой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил вычислять индекс по формуле ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечнососудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Количественная оценка уровня физического состояния дает ценные сведения о состоянии здоровья и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Для оценки физического состояния спортсмена и его физической подготолвенности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д. Например, о состоянии нормальной функции сердечнососудистой системы можно судить по уоэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле (АД макс. - АД мин.) х П, где АД - артериальное давление, П - частота пульса.

У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечнососудистой системе

Пропорции тела человека - есть соотношение размеров отдельных его частей. Пропорции тела определяются в первую очередь размерами костного скелета. Размеры тела, соотношение которых интегрально отражает общий уровень морфологического и функционального развития организма, позволяют характеризовать физическое развитие человека.

Наиболее распространенным в широкой практике способом оценки пропорций тела человека является метод индексов. Он позволяет с помощью простых вычислений охарактеризовать соотношение частей тела. Как правило, величина меньшего размера выражается в процентах от большей величины. Важно помнить, что пропорции тела, выявленные с помощью индексов, могут сравниваться лишь при сходной длине тела.

Метод индексов позволяет оценивать физическое развитие по отношению отдельных антропометрических признаков и с помощью простейших математических выражений.

Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы.

На практике широко применяется индекс Брока: М = L -100 (кг) при росте 155 -165 см, М = L -105 (кг) при росте 166-175 см, М = L -110 (кг) при росте более 175 см, где М- нормальный вес тела.

Индекс Кетле, или весо-ростовой индекс, получается при делении веса в (г) на рост (см) и равен в среднем для мужчин 350-400 г/см, для женщин - 325-375 г/см.

Можно говорить, что лишь весьма в обобщенном виде свойства организма характеризуются длиной тела, его весом и обхватом груди. Для получения более детальной характеристики физического развития необходимо учитывать также степень развития мускулатуры и подкожного жира.

Размеры тела и их соотношения выступают в данном случае в качестве одного из наиболее общих и доступных широкой практике критериев соответствия биологического развития его хронологическому (паспортному) возрасту.

Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: спортсмен становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно- мышечной системы.

Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохондрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.

Количественная оценка уровня физического состояния дает ценные сведения о физическом состоянии и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

1.7. Виды контроля, их функции, содержание.

Намозова С.Ш. считает, что «цели, задачи, используемые средства и применяемые методы определяют виды контроля: педагогический, врачебный, гигиенический, некоторые приемы психологического контроля» .

Контроль со стороны тренера, осуществляемый соответственно его профессиональным функциям, называется педагогическим.

«На современном этапе развития спорта проблема оптимального управления тренировочным процессом, особенно в нашей стране, которая испытывает большие трудности в связи с перестройкой социально- экономических отношений, становится весьма актуальной. Очевидно, она не может быть решена без надежного и объективного аппарата управления, которым является педагогический контроль».

«Педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся. Важной составляющей контроля являются параметры тренировочных и соревновательных нагрузок. Достоверно оценивать динамику столь сложных факторов и качеств возможно, видимо, лишь в этапной форме. Однако, складываются они (данные изменения) на фоне суммарных педагогических воздействий каждой тренировки и даже каждого эпизода тренировочного процесса» .

Методологическую основу педагогического контроля можно сформулировать как:

Определение (предварительное изучение) степени стабильности в развитии показателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния на процесс спортивного совершенствования;

Поиск и разработка как отдельных тестов, так и комплексных тестирующих программ, отвечающих требованиям к информативности, надежности и объективности;

Разработка нормативных требований, норм, способов статистической и педагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний.

Данные педагогического контроля позволяют следить за физическим состоянием спортсмена, выполнением планов подготовки, определить эффективность используемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования учебно-тренировочного процесса. Таким образом, учитывая актуальность вопросов, связанных с педагогическим контролем в процессе подготовке спортсменов, особое внимание приобретают вопросы:

Оценка эффективности применяемых средств и методов;

Выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для оценки различных сторон подготовки спортсмена;

Выявление динамики спортивных результатов и прогнозирование достижений спортсмена;

Отбор талантливых спортсменов.

Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к тренеру. Непосредственная педагогическая деятельность требует от него не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий.

Основой эффективного врачебного контроля за занимающимися спортом является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного их обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях тренировки и соревнований (так называемых врачебно-педагогических наблюдений). Все эти разделы работы врача со спортсменами тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны представлять собой единый процесс. Вместе с тем каждый из них имеет свои задачи, содержание, организационные формы и методы.

Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

«Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач: 1) выявление противопоказаний к физической тренировке; 2) определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы; 3) контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год)».

Основой этой системы является комплексное врачебное обследование, которое должно дать наиболее полную характеристику состояния занимающихся и на этой основе решить вопросы допуска к занятиям, определить наиболее адекватные для каждого обследуемого формы занятий, режим и методику тренировки. Результаты комплексного обследования служат основой для планирования всей последующей работы со спортсменами.

Методика комплексного врачебного обследования основывается на общих принципах физиологии и клинической медицины. В то же время она имеет и свои специфические особенности, обусловленные необходимостью исследовать человека применительно к его двигательной деятельности, выявить функциональное состояние, функциональные резервы организма, а нередко и ранние признаки нарушений, которые могут быть вызваны как обычными для человека заболеваниями, так и нерациональным режимом физических нагрузок.

Содержание комплексного врачебного обследования включает: анамнез (общий и спортивный); общий врачебный осмотр и физикальное обследование; определение и оценка физического развития (соматоскопия и антропометрия); рентгеноскопия грудной клетки (или флюрография); клинический анализ крови и мочи; функциональное исследование основных систем, обеспечивающих спортивную работоспособность (главным образом, сердечнососудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечного аппарата и анализаторов) в состоянии относительного покоя; функциональные пробы.

По показаниям проводятся необходимые дополнительные исследования. Объем обследования зависит от его задачи, возраста, пола, спортивной специализации, квалификации обследуемого, а в значительной степени и от наличия необходимых условий.

По задачам и организации выделяют следующие виды обследования: первичные, повторные (этапные) и дополнительные. В промежутках между комплексными обследованиями осуществляется текущий врачебный контроль и исследования в естественных условиях тренировки и соревнований.

На основании обследования составляется заключение о состоянии спортсменов с необходимыми рекомендациями для тренера и самого спортсмена.

Оценка состояния здоровья - основная часть заключения. Заключение «здоров» может быть дано лишь при отсутствии каких-либо (даже незначительных) отклонений и жалоб.

1.8. Контроль в пауэрлифтинге.

Для эффективного управления процессом подготовки спортсменов в пауэрлифтинге чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме. Для этого тренеру необходимо проводить три вида контроля (оперативный, текущий и этапный).

При осуществлении оперативного контроля непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только: внешние признаки утомления; динамика частоты сердечных сокращений; значительно реже - показатели биохимического состава крови.

До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:

а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости: массы тела; функционального состояния сердечнососудистой системы; функционального состояния системы внешнего дыхания; морфологического состава крови; биохимического состава крови; кислотно-щелочного состояния крови; состав мочи;

б) при выполнении силовых нагрузок: функционального состояния центральной нервной системы; функционального состояния нервно- мышечного аппарата;

в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок: функционального состояния центральной нервной системы; функционального состояния нервно-мышечного аппарата; функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.

Важнейшей задачей текущего контроля является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления. При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние: центральной нервной системы; вегетативной нервной системы; сердечнососудистой системы; опорно-двигательного аппарата.

При проведении этапного контроля определяют кумулятивные изменения, возникающие в организме спортсмена в процессе тренировочных занятий. Регистрируются: общая физическая работоспособность; энергетические потенции организма; функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма; специальная работоспособность.

При осуществлении контроля в пауэрлифтинге тренеру следует обращать особое внимание на работу сердечнососудистой системы спортсмена (пульс, ЧСС, артериальное давление).

Пульс необходимо измерять до и во время нагрузок, засекать время восстановления пульса. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки. У физически тренированных людей частота пульса значительно реже 60 ударов в минуту, а у тренированных спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом, 40-50 ударов в минуту, что говорит об экономичной работе их сердца.

При силовых нагрузках у спортсмена значительно повышается артериальное давление. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне.

Пауэрлифтинг относится к анаэробным видам спорта, поэтому необходимо обращать пристальное внимание на работу дыхательной системы. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.

Осуществляя контроль за физическим состоянием спортсмена, в пауэрлифтинге тренер должен особо обращать внимание на общее самочувствие спортсмена. Самочувствие является интегральным показателем и складывается из: наличия каких - либо необычных ощущений, болей; ощущения бодрости или вялости, усталости; оно может быть хорошим, удовлетворительным или плохим. При появлении у спортсмена необычных ощущений, он должен обратится к тренеру или медработнику и отметить характер неприятных ощущений, их локализацию, возможную причину возникновения.

Тренер должен объяснить спортсмену, что самоконтроль занимает важное место в системе контроля за физическим состоянием. В связи с тем, что занятия пауэрлифтингом связаны с большими нагрузками на суставы, мышцы и связки, которые более всего подвержены травмам, тренирующийся должен обращать на них особое внимание. Благодаря учету и анализу нагрузок, а также самонаблюдению спортсмен может обращаться к тренеру для внесения изменений в тренировочный процесс. Самоконтроль приучает к активному наблюдению и оценке своего состояния. Все свои наблюдения занимающемуся необходимо заносить в дневник тренировок. Показатели самоконтроля делятся на объективные и субъективные.

Из объективных признаков регистрируют частоту сердечных сокращений (ЧСС), вес тела, потоотделение, кистевую динамометрию и др. К субъективным показателям относят самочувствие, оценку работоспособности, желание тренироваться, сон, аппетит, болезненные ощущения.

3. Выводы.

1. Контроль за физическим состоянием спортсмена является обязательной составной частью системы тренировки, обеспечивает ее эффективность, направленную на достижение спортивных результатов.

2. Система контроля способствует решению задач: сохранение здоровья, достижение запланированного уровня подготовленности и рациональная его реализация.

3. В процессе подготовки спортсменов осуществляется комплексный контроль за их физическим состоянием, что позволяет вести постоянное наблюдение за тренировочным процессом и оценивать динамику физического состояния спортсмена под влиянием физических нагрузок.

4. Наиболее информативными и приемлемыми средствами и методами комплексного контроля являются следующие показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, показатели динамометрии, показатели в тесте Купера, пробе Штанге и др.

5. Хорошие показатели физического состояния спортсмена свидетельствуют об адекватности используемых нагрузок и режима тренировки. Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также ее продолжительность, интенсивность и частота занятий определяются уровнем физического состояния спортсмена. Индивидуализация тренировочных нагрузок является важнейшим условием их эффективности и совершенствования физического состояния спортсмена.

6. Для эффективного управления процессом подготовки спортсмена чрезвычайно важны регулярный контроль за его состоянием, работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Список использованной литературы:

1. Барышева Н.В. Минияров В.М. Неклюдова М.Г. Основы физической куль­туры школьника, Самара. 1994.

2. Безруков М.П. Социальная защита социально-профессиональной группы спортсменов: оптимизация управления. М., 2002.

3. Бобырев Н.Д. Формирование элементов педагогического мастерства у студентов высшего учебного заведения. Казань, 1983.

4. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. М., ФиС, 1974.

5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.

6. Годик М.А. Метрологические основы контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов.

7. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М.: Терра-спорт: Олимпия Press, 2006.

8. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. М.,ФиС, 1967.

9. Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. Подготовка юных велосипедистов. М., ФиС, 1982.

10. Матвеев JI.П.Основы спортивной тренировки, Москва, ФИС, 1977 г. П.Названов Н.Т. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов. Методические рекомендации. Самара, 1999 год.

12. Намозова С.Ш. Контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

13. Павлов В.И. Принципы организации функционально-диагностического обследования спортсменов и контроля за их текущим состоянием.

14. Петровский В.В.Педагогический и организационно-педагогический контроль в спортивной тренировке. 1985.

15. Розин Е.Ю.. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов,/ Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. №11 1997 год

16. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. JI. Б. Кофмана. М., ФиС, 1998.

17. Основы управления подготовкой юных спортсменов (под. ред. Набатниковой М.Я.) - М., ФиС. 1982

18. "Спортивная метрология" для ИФК, 1982.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи