Спорт для всей семьи

1. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Цель работы: изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.

3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.

4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.
Вывод: рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

2. Заполните таблицу.

3. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения:
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.
5. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.
7. Грудными плавниками рыба пи передвижении пользуется как веслами.
8. Глаза у рыб не имеют век.
9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
Правильные утверждения: 1,2,3,4,5,6,8,9.

4. Заполните таблицу.

5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков, у камбалы – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.
Это вызвано средой обитания, типом воды, в которой они обитают, и способом добывания пищи.

Везденева Надежда Владимировна

Учитель биологии МАОУ «СОШ № 101» г. Пермь

Тест по теме « Рыбы ».

Задачи: обобщить и систематизировать представления учащихся о многообразии рыб, их приспособленности к водной среде обитания; совершенствовать учения анализировать, сравнивать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Вариант I .

Выберите номера правильных суждений:

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.

4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.

5. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.

7. У мирных рыб, например, у карпов, линей, спинной плавник, как правило, широкий и высокий.

8. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

9. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами.

10. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

11. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой.

12. Рыбы не имеют органов слуха.

13. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.

14. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда.

15. Высушенная хорда осетровых рыб используется в пищу.

16. Тела позвонков имеют двояковогнутую форму.

17. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

18. Кровеносная система рыб незамкнутая.

19. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.

20. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке – артериальная.

21. Спинной мозг находится в позвоночном канале.

22. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются ребра.

23. У рыб в течение жизни образуются различные условные рефлексы.

24. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

25. Плавательный пузырь наполнен смесью газов – кислорода, диоксида углерода.

26. При увеличении объема плавательного пузыря рыба становится легче.

27. Органы дыхания рыб – жабры.

28. Постоянный ток воды через рот, глотку, жаберные щели поддерживается глотательными движениями ротовых органов.

29. Органы выделения рыб – почки.

30. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.

31. У рыб обмен веществ происходит медленно.

32. Температура тела рыб низкая, но постоянная.

33. Рыбы – раздельнополые животные.

34. Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию огромного количества икринок.

35. Все рыбы нерестятся весной.

36. Сформировавшийся в и кринке зародыш превращается в личинку.

37. Вышедшие из икринок личинки рыб вначале питаются микроорганизмами, а затем дафниями и циклопами и более крупными беспозвоночными животными.

38. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевых рыб.

39. К хрящевым рыбам относятся палтусы, осетры, угри и многие другие рыбы.

40. У хрящевых рыб скелет состоит в основном из хряща, на голове имеются жаберные щели, кожа покрыта особой чешуей, имеющей конические или грибовидные зубцы, покрытые эмалью.

Вариант II .

Выберите правильный ответ:

1. Рыбы относятся к типу:

а) бесхордовых;

б) полухордовых;

в) хордовых.

2. Хорда – это:

а) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него спинных или хрящевых защитных образований;

б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;

в) эластичная трубка, в канале которой находится спинной мозг.

3. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:

а) хрящевых рыб (акулы, скаты);

б) костно-хрящевых рыб (осетры, белуги);

в) костистых рыб (окунь, плотва, щука).

4. Тело покрыто костной чешуей:

а) только у хрящевых рыб;

б) только у костных рыб;

в) у всех рыб, за редким исключением.

5. Большинство рыб относится к классу:

а) костных рыб;

б) хрящевых рыб;

в) ланцетников;

6. К парным плавникам относятся:

а) только грудные;

б) только брюшные;

в) грудные и брюшные.

7. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а) создания устойчивости тела при движении.

б) защиты от хищников.

в) те и другие.

8. Плавательный пузырь имеется:

а) у всех рыб;

б) у всех видов рыб, кроме хрящевых;

в) у всех видов рыб, кроме хрящевых и некоторых костных рыб.

9. Плавательный пузырь у рыб выполняет функции:

а) только гидростатические (увеличивает и уменьшает плотность тела);

б) гидростатические, а у некоторых видов рыб и дыхательные;

в) гидростатические, дыхательные (у некоторых видов рыб) и функции поддержания постоянного состава крови.

10. Органы боковой линии имеются:

а) у всех рыб;

б) у некоторых видов рыб.

11. Из икринок рыб выходят:

а) мальки;

б) личинки;

в) сформировавшиеся маленькие рыбки.

12. Кровеносная система рыб:

а) замкнутая;

б) незамкнутая;

в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных.

13. Сердце у рыб состоит из:

а) одной камеры;

б) двух камер;

в) трех камер.

14. Кровь у рыб приносит к органам:

а) питательные вещества;

б) кислород;

в) питательные вещества и кислород.

15. Через сердце рыб проходит кровь:

а) венозная;

б) артериальная;

в) смешанная.

16. Выделительная система у рыб не связана с органами размножения:

а) у всех видов рыб;

б) только у костистых рыб.

17. Забота о потомстве наиболее развита у рыб, которые откладывают:

а) огромное количество икры (десятки тысяч, миллионы);

б) небольшое число икринок в мантийную полость беззубок (горчак), в гнездо из травинок и т. п. и охраняют икру;

в) небольшое число икринок и вынашивают их в особой сумке на брюхе или в ротовой полости.

Правильные ответы:

Вариант 1 – 2,3,4,5,8,9,13,16,19,21,23,25,26,27,29,30,31,33,34,36,37,40.

Вариант 2 – 1в,2б,3а,4в,5а,6в,7в,8в,9в,10а,11б,12а,13б,14в,15в,16б,17в.

Страница 1

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)

6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

7. Кровеносная система рыб незамкнутая.

8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.

10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые. (+)

2. Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)

б – хрящевых рыб;

в – ланцетников.

3. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;

б – только брюшные;

в – грудные и брюшные. (+)

4. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;

б – защита от хищников;

в – то и другое. (+)

Биологические задачи

1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2. У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

3. Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

I. Отметь правильные суждения

1. У всех рыб обтекаемая форма тела. (+)

2. Тело всех рыб покрыто костной чешуей.

3. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

4. Основной орган движения и «руль» рыбы – спинной плавник.

5. Органом слуха рыб является наружное ухо.

6. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

7. Выделительная система рыб представлена только почками и мочеточниками.

8. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

9. У рыб, впадающих в спячку, обмен веществ повышается.

10. Сердце у рыб всегда наполнено артериальной кровью.

11. Органы тела рыбы снабжаются смешанной кровью.

12. Оплодотворение у большинства рыб наружное: икра выметывается в воду. (+)

6.3 Контрольная работа «Хрящевые и костные рыбы»

Вариант 1

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

2. Хвост рыбы–та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

3. Глаза рыбы не имеют век.

4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.

5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке –артериальная.

7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.

8. Большинство рыб – раздельнополые животные.

9. Органы выделения рыб – туловищные почки.

10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевые рыбы.

2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые.

2. Тело покрыто костной чешуей:

а – только у хрящевых рыб;

б – только у костных рыб.

3. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – при движении;

б – защиты от хищников;

в – те и другие.

4. Рыба не может поворачивать голову, потому что:

а – череп неподвижно соединен с позвоночником;

б – этому мешают жаберные крышки; в – этому препятствует жаберная чешуя.

Материалы по педагогике:

Информационные технологии
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио...

Сущность и содержание понятия геоэкологического мышления
В начале XX. в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении буд...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о...

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы".

Цель работы : изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.

3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.

4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.

Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения :

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.

4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище - в хвост.

5. Хвост рыбы - та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.

7. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

8. Глаза у рыб не имеют век.

9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

Правильные утверждения : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

Задание 4. Заполните таблицу.

Задание 5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков; у камбалы - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул - торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.

Из-за места обитания и передвижения.

Камбала имеет сплюснутую форму, потому что медленно плавает по дну.

Акула наоборот передвигаться быстро (тарпедовидная форма обеспечивает быстрое передвижение в открытой воде).

Тело у леща сплюснуто с боков, потому что он передвигается в водоемах с густой растительностью.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи