1. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Цель работы: изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.
3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.
4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.
Вывод:
рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.
2. Заполните таблицу.
3. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения:
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.
5. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.
7. Грудными плавниками рыба пи передвижении пользуется как веслами.
8. Глаза у рыб не имеют век.
9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
Правильные утверждения: 1,2,3,4,5,6,8,9.
4. Заполните таблицу.
5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков, у камбалы – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.
Это вызвано средой обитания, типом воды, в которой они обитают, и способом добывания пищи.
Везденева Надежда Владимировна
Учитель биологии МАОУ «СОШ № 101» г. Пермь
Тест по теме « Рыбы ».
Задачи: обобщить и систематизировать представления учащихся о многообразии рыб, их приспособленности к водной среде обитания; совершенствовать учения анализировать, сравнивать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.
Вариант I .
Выберите номера правильных суждений:
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.
5. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.
7. У мирных рыб, например, у карпов, линей, спинной плавник, как правило, широкий и высокий.
8. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
9. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами.
10. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
11. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой.
12. Рыбы не имеют органов слуха.
13. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.
14. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда.
15. Высушенная хорда осетровых рыб используется в пищу.
16. Тела позвонков имеют двояковогнутую форму.
17. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
18. Кровеносная система рыб незамкнутая.
19. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.
20. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке – артериальная.
21. Спинной мозг находится в позвоночном канале.
22. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются ребра.
23. У рыб в течение жизни образуются различные условные рефлексы.
24. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
25. Плавательный пузырь наполнен смесью газов – кислорода, диоксида углерода.
26. При увеличении объема плавательного пузыря рыба становится легче.
27. Органы дыхания рыб – жабры.
28. Постоянный ток воды через рот, глотку, жаберные щели поддерживается глотательными движениями ротовых органов.
29. Органы выделения рыб – почки.
30. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.
31. У рыб обмен веществ происходит медленно.
32. Температура тела рыб низкая, но постоянная.
33. Рыбы – раздельнополые животные.
34. Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию огромного количества икринок.
35. Все рыбы нерестятся весной.
36. Сформировавшийся в и кринке зародыш превращается в личинку.
37. Вышедшие из икринок личинки рыб вначале питаются микроорганизмами, а затем дафниями и циклопами и более крупными беспозвоночными животными.
38. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевых рыб.
39. К хрящевым рыбам относятся палтусы, осетры, угри и многие другие рыбы.
40. У хрящевых рыб скелет состоит в основном из хряща, на голове имеются жаберные щели, кожа покрыта особой чешуей, имеющей конические или грибовидные зубцы, покрытые эмалью.
Вариант II .
Выберите правильный ответ:
1. Рыбы относятся к типу:
а) бесхордовых;
б) полухордовых;
в) хордовых.
2. Хорда – это:
а) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него спинных или хрящевых защитных образований;
б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;
в) эластичная трубка, в канале которой находится спинной мозг.
3. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:
а) хрящевых рыб (акулы, скаты);
б) костно-хрящевых рыб (осетры, белуги);
в) костистых рыб (окунь, плотва, щука).
4. Тело покрыто костной чешуей:
а) только у хрящевых рыб;
б) только у костных рыб;
в) у всех рыб, за редким исключением.
5. Большинство рыб относится к классу:
а) костных рыб;
б) хрящевых рыб;
в) ланцетников;
6. К парным плавникам относятся:
а) только грудные;
б) только брюшные;
в) грудные и брюшные.
7. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:
а) создания устойчивости тела при движении.
б) защиты от хищников.
в) те и другие.
8. Плавательный пузырь имеется:
а) у всех рыб;
б) у всех видов рыб, кроме хрящевых;
в) у всех видов рыб, кроме хрящевых и некоторых костных рыб.
9. Плавательный пузырь у рыб выполняет функции:
а) только гидростатические (увеличивает и уменьшает плотность тела);
б) гидростатические, а у некоторых видов рыб и дыхательные;
в) гидростатические, дыхательные (у некоторых видов рыб) и функции поддержания постоянного состава крови.
10. Органы боковой линии имеются:
а) у всех рыб;
б) у некоторых видов рыб.
11. Из икринок рыб выходят:
а) мальки;
б) личинки;
в) сформировавшиеся маленькие рыбки.
12. Кровеносная система рыб:
а) замкнутая;
б) незамкнутая;
в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных.
13. Сердце у рыб состоит из:
а) одной камеры;
б) двух камер;
в) трех камер.
14. Кровь у рыб приносит к органам:
а) питательные вещества;
б) кислород;
в) питательные вещества и кислород.
15. Через сердце рыб проходит кровь:
а) венозная;
б) артериальная;
в) смешанная.
16. Выделительная система у рыб не связана с органами размножения:
а) у всех видов рыб;
б) только у костистых рыб.
17. Забота о потомстве наиболее развита у рыб, которые откладывают:
а) огромное количество икры (десятки тысяч, миллионы);
б) небольшое число икринок в мантийную полость беззубок (горчак), в гнездо из травинок и т. п. и охраняют икру;
в) небольшое число икринок и вынашивают их в особой сумке на брюхе или в ротовой полости.
Правильные ответы:
Вариант 1 – 2,3,4,5,8,9,13,16,19,21,23,25,26,27,29,30,31,33,34,36,37,40.
Вариант 2 – 1в,2б,3а,4в,5а,6в,7в,8в,9в,10а,11б,12а,13б,14в,15в,16б,17в.
Страница 1
Выберите правильные утверждения
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)
6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
7. Кровеносная система рыб незамкнутая.
8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Органы выделения рыб – почки. (+)
Укажите правильные ответы
1. Рыбы относятся к типу:
а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые. (+)
2. Большинство рыб относится к классу:
а – костных рыб; (+)
б – хрящевых рыб;
в – ланцетников.
3. К парным плавникам относятся:
а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные. (+)
4. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:
а – создание устойчивости тела при движении;
б – защита от хищников;
в – то и другое. (+)
Биологические задачи
1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?
2. У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?
3. Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?
I. Отметь правильные суждения
1. У всех рыб обтекаемая форма тела. (+)
2. Тело всех рыб покрыто костной чешуей.
3. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)
4. Основной орган движения и «руль» рыбы – спинной плавник.
5. Органом слуха рыб является наружное ухо.
6. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)
7. Выделительная система рыб представлена только почками и мочеточниками.
8. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)
9. У рыб, впадающих в спячку, обмен веществ повышается.
10. Сердце у рыб всегда наполнено артериальной кровью.
11. Органы тела рыбы снабжаются смешанной кровью.
12. Оплодотворение у большинства рыб наружное: икра выметывается в воду. (+)
6.3 Контрольная работа «Хрящевые и костные рыбы»
Вариант 1
1. Выпишите номера верных суждений.
1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
2. Хвост рыбы–та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
3. Глаза рыбы не имеют век.
4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.
5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке –артериальная.
7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.
8. Большинство рыб – раздельнополые животные.
9. Органы выделения рыб – туловищные почки.
10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевые рыбы.
2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.
1. Рыбы относятся к типу:
а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые.
2. Тело покрыто костной чешуей:
а – только у хрящевых рыб;
б – только у костных рыб.
3. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:
а – при движении;
б – защиты от хищников;
в – те и другие.
4. Рыба не может поворачивать голову, потому что:
а – череп неподвижно соединен с позвоночником;
б – этому мешают жаберные крышки; в – этому препятствует жаберная чешуя.
Материалы по педагогике:
Информационные технологии
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио...
Сущность и содержание понятия геоэкологического
мышления
В начале XX. в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении буд...
Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в
изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о...
Задание 1. Выполните лабораторную работу.
Тема : "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы".
Цель работы : изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.
3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.
4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.
Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.
Задание 2. Заполните таблицу.
Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения :
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище - в хвост.
5. Хвост рыбы - та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.
7. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
8. Глаза у рыб не имеют век.
9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
Правильные утверждения : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.
Задание 4. Заполните таблицу.
Задание 5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков; у камбалы - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул - торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.
Из-за места обитания и передвижения.
Камбала имеет сплюснутую форму, потому что медленно плавает по дну.
Акула наоборот передвигаться быстро (тарпедовидная форма обеспечивает быстрое передвижение в открытой воде).
Тело у леща сплюснуто с боков, потому что он передвигается в водоемах с густой растительностью.