Спорт для всей семьи

Используются для добычи, транспортировки, переработки рыбы, крабов, водорослей и т. д. В зависимости от назначения суда подразделяются на добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие. Особенности и техническое оснащение промысловых судов зависит от формы организации промысла. Промысел может быть экспедиционным или автономным. При автономном промысле суда выходят на лов рыбы и наполнив трюм доставляют её в порт в сыром виде или виде полуфабриката.

При экспедиционном промысле рыболовные суда уходят в плаванье на длительный период времени и занимается такое судно исключительно добычей рыбы. Обработкой и транспортировкой рыбы занимаются производственно-транспортные суда. Некоторые добывающие суда могут не только вылавливать рыбу, но и частично её обрабатывать, но если они выходят в экспедиционное плаванье, то также сдают улов транспортным судам или рефрижераторам.

Добывающие суда

К добывающим относятся все промысловые суда, которые предназначены для добычи, морских крабов, беспозвоночных водорослей и т. п. Промысловый флот в основном состоит из добывающих и добывающе-перерабатывающих судов. К добывающим судам причисляются – траулеры, сейнеры, рыболовные боты, дрифтеры, тунцеловы, краболовы, китобойцы, суда для бессетевого лова рыбы.

Добывающе-перерабатывающие суда

К добывающе-перерабатывающим судам причисляются большие морозильные траулеры–рыбзаводы, среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением, малые рыболовные траулеры и траловые боты.

По методу траления, то есть ловли, траулеры делятся на бортового траления и кормового траления. Все большие траулеры бывают только с бортовым тралением. По степени обработки улова траулеры разделяются на траулеров-ловцов, траулеров с частичной переработкой и на траулеров-рыбзаводов. Траулеры-ловцы каждый день сдают наловленное на транспортные суда или береговую базу. На траулерах с частичной переработкой улов выпотрашивают, засыпают льдом и сдают полуобработанную рыбу один раз в несколько дней. Траулеры-рыбзаводы полностью перерабатывают свой улов и передают уже готовый к продаже продукт.

Тип: добывающе-перерабатывающие суда

Траулеры малые и средние – это однопалубные судна, а большие траулеры – как правило двухпалубные. На траулерах-рыбзаводах есть несколько цехов специального назначения – цех по переработке рыбы, морозильный, цех консервирования рыбы и цех утилизации отходов. Также большие траулеры оборудованы рефрижераторными и обычными трюмами.

В отличие от траулеров, которые производят улов тралением, сейнеры используют для лова кошельковый невод. Как и траулеры, сейнеры классифицируют по величине, разделяя на большие, средние малые. Также все сейнеры делятся на одноплощадочные и двухплощадочные, площадка располагается на открытом пространстве палубы и необходима для работы.


Тип: сейнеры

Малые сейнеры с одной площадкой, средние и большие могут быть как с одной так и с двумя площадками. У сейнеров помимо кошельковых неводов имеются и другие рыболовные приспособления, так как кошельковый метод является сезонным.

Дрифтеры

Дрифтеры - суда предназначенные для лова рыбы только плавными сетями. По размерам дрифтеры являются судами намного меньшими, чем траулеры, хотя по строению и внешнему виду кроме размеров ничем не отличаются от траулеров.

Дрифтерные сети – дрейфующие, то есть они облдают свойством осуществлять лов во время дрейфа, захватывая рыбу, пытающуюся пройти сквозь сеть за плавники и жабры.

Китобойцы

Китобойцы – охотничьи суда, оснащённые гарпунной пушкой для забоя китов. С 1972 года убой китов запрещён, поэтому сейчас китобойцы – это уже история.

Перерабатывающие суда

Суда приспособленные специально для приёма улова с рыболовных суден и его переработки. Помимо этого они снабжают рыболовные суда всем необходимым во время экспедиционного лова.


Тип: перерабатывающие суда

Перерабатывающими являются сельдяные, краболовные, рыбомучные, морозильные и плавучие рыбоконсервные базы. Все перерабатывающие суда разделяются на два типа – рефрижераторы и плавучие базы.

Плавучие базы

Плавучие базы являются самыми большими промысловыми судами, их водоизмещение измеряется от 10 тыс. до 15 тыс. тонн. Базы имеют различные надстройки и по несколько палуб. Помещения внутри самих баз делятся на жилые, производственные, грузовые и служебные. Число команды и производственных работников может достигать до 400 человек. Поэтому на плавучих базах большие площади выделены под жилые помещения, общественные и культурные, а также медицинский блок.

Производственные рефрижераторы

Рефрижераторы, вид промысловых судов, на которые улов передаётся с рыболовов, не имеющих морозильных камер. Производственные рефрижераторы доставляют замороженную рыбу на борт транспортных рефрижераторов или прямиком на берег.

Добывающие суда (Рыболовные, зверобойные, зверобойно-рыболовные, китобойные, креветколовные, кальмароловные и водороследобывающие).

1) Рыболовные суда - предназначены для добычи рыбы различными орудиями промышленного рыболовства и её обработки.

2) Зверобойные суда - осуществляют промысел морского зверя.

3) Зверобойно–рыболовные суда – предназначены для промысла морского зверя с помощью зверобойных ботов и непосредственно на льду, а так же лова рыбы донным и разноглубинным тралами.

4) Китобойные суда – служат для добычи китов с помощью гарпунных пушек и буксировки китов к базе.

5) Креветколовные суда – ведут промысел креветки тралами, замораживают улов и передают его на базу или на берег.

6) Кальмароловные суда - предназначены для промысла кальмаров с помощью специальных крючковых орудий лова (удочек).

7) Водороследобывающие суда – представляют собой не большие суда-траулеры, предназначенные для добычи морской растительности и доставки её на береговые обрабатывающие предприятия.

Билет № 8 общее расположение транспортного судна

Транспортные суда имеют просторные грузовые трюмы или танки, занимающие основ­ную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, боль­шие- двух- и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда -два), закрываемый метал­лическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны грузоподъемностью 8-10 т или стрелы грузоподъем­ностью 3-10 т; для тяжеловесных грузов предназначены грузовые стрелы или специальные грузовые устройства грузоподъемностью 30-350 т (тяжеловесные стрелы грузоподъемностью более 60-100 т являются уникальными), насосные отделения. На многих транспортных судах есть рефрижераторный трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Также на транспортных судах имеются каюты, топливный бункер или цистерны, рулевая рубка.

Билет № 9 общее расположение промыслового добывающего судна

Чтобы получить общее представление об устройстве и расположении поме­щений на морских промысловых судах, рассмотрим схемы приемно-транспортного и рыбодобывающего судов (рис. 1.12).

Корпус судна ограничен днищем, бортами, палубой, форштевнем и ахтерштевнем. Первая сверху палуба, непрерывно простирающаяся по всей длине судна, называется верхней палубой. На добывающих судах ее назы­вают также промысловой палубой. Верхняя палуба имеет искривления в продольном и поперечном направлениях. Искривление палубы в продоль­ном направлении называется седловатостью, в поперечном - погибью. Седловатость обеспечивает судну меньшую заливаемость и улучшает его способность держаться на воде при получении пробоины; погибь облегчает сток воды, попадающей во время шторма на палубу. Промысловая палуба траулеров имеет в кормовой части слип (рис. 1.12, б), предназначенный для подъема трала на судно. Фор- и ахтерштевни представляют собой мощ­ные балки, замыкающие соответственно носовую и кормовую части судна.

Корпус судна настилом второго дна, палубами и переборками делится на ряд отсеков, которые необходимы для размещения главных двигате­лей, оборудования и грузов, а также для обеспечения непотопляемости и прочности. Отсеки двойного дна, образованные настилом второго дна и на­ружной обшивкой, используются для хранения запасов топлива, воды, смазочного масла и размещения водяного балласта. Двойное дно служит также для повышения безопасности морских судов. Если настил второго Дна заканчивается наклонным листом, то у борта судна образуются пространства, называемые льялами. Они служат для сбора воды, попадаю­щей в трюм судна. Небольшие промысловые суда настила второго дна не имеют. Чтобы устранить загрязнение пресной воды топливом и маслом, соответствующие отсеки двойного дна разделяют узким отсеком, называ­емом коффердамом.

Палубы и переборки делят судно на трюмы и твиндеки (рис. 1.12, а). На крупных добывающих судах твиндечные помещения, а иногда и трюмы используются для размещения обрабатывающих цехов, жилых помещений и т. п. Первая от форштевня поперечная переборка называется форпиковой, самая последняя ~ ахтерпиковой. Назначение этих переборок - предотвращать распространение воды по судну при повреждении носа или кормы. Машинное отделение также ограничивается переборками. Коли­чество прочих переборок зависит от длины судна и его назначения.

Носовой отсек, образованный форпиковой переборкой, называется форпиком, аналогичный отсек в корме - ахтерпиком. Фор- и ахтерпик используют для приема водяного балласта или хранения пресной воды. Перед переборкой форпика установлен цепной ящик, в который поступает якорная цепь при подъеме якоря. В корме судна над ахтерпиком устроено румпельное отделение, служащее для размещения механизмов рулевого устройства.

Машинное отделение на добывающих судах располагают, как правило, в средней части или даже несколько смещают в нос, чтобы иметь большую свободную площадь палубы, которая необходима для работы с орудиями лова. Машинные отделения приемно-транспортных судов и плавучих баз находятся в средней части или корме. Если машинное отделение располо­жено в средней части, то валопровод размещают в специальном помеще­нии - туннеле гребного вала.

На крупных промысловых судах для нормальной балластировки часто не хватает объема отсеков двойного дна, фор- и ахтерпиков. Тогда устраи­вают дополнительные емкости - диптанки, в которых можно также перевозить жидкие и сухие грузы, например, рыбий жир, муку.

На верхней палубе размещены надстройки и рубки. Как правило, над­стройки простираются от борта до борта, рубки имеют меньшую ширину, поэтому между стенками рубок и бортами всегда устраивают проходы. Носовая надстройка - бак и кормовая - ют улучшают защиту оконеч­ностей судна от ударов волн. В надстройке бак обычно размещают вспо­могательные помещения (малярные, фонарные и др), в надстройке ют -жилые и служебные помещения. Средняя надстройка на судах со средним расположением машинного отделения служит для защиты последнего от заливания во время шторма. Помимо этого, в средней надстройке разме­щают жилые и служебные помещения.

Палуба носовой надстройки называется палубой бака, кормовой - палубой юта, средней надстройки - палубой средней надстройки. Выше палубы средней надстройки при среднем расположении машинного отделе­ния или палубы юта при кормовом расположении машинного отделения Находятся шлюпочная палуба и палуба мостика.

Крупные плавучие базы выполняют обычно функции нескольких ти­пов судов: производственных, сухогрузных, пассажирских и наливных. Поэтому их общие схемы отличаются от схем рассмотренных выше типов судов: они имеют большее число палуб, развитые надстройки и рубки и т. д.

К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие — промысловые суда, любительские или браконьерские.
В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.
На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги, которые создали для этого промысла специальное судно.Чрезвычайно большое разнообразие размеров, внешних архитектурных форм, состава, расположения и назначения помещений судов флота рыбной промышленности обусловлено прежде всего их назначением и преимущест-венной специализацией, т.е. видами и количеством выполняемых функций.
Помимо этого, технические характеристики и особенности производст-венно-технологического оборудования определяются формой организации промысла: автономной или экспедиционной.
При автономной организации добыча морских биообъектов, их перера-ботка в полуфабрикаты или в готовую продукцию и транспортировка в порты производится одним и тем же судном.
При экспедиционной организации операции добычи, переработки улова, временного его хранения, перегрузки и транспортировки в порты для после-дующей реализации продукции производятся судами разного назначения с разными составами промыслового и технологического оборудования.
С учетом сказанного выше флот рыбной промышленности можно под-разделить на следующие пять классов:
— добывающие и добывающе-обрабатывающие суда; — обрабатывающие суда;
— приемо-транспортные суда;
— научно-исследовательские суда; — учебно-производственные суда.
I. Добывающие и добывающе-обрабатывающие суда
Это класс судов, предназначенных для добычи всевозможных пород и видов рыб, беспозвоночных, головоногих и брюхоногих моллюсков (крабов, креветок, осьминогов, кальмара, трубача, трепанга, морского гребешка), мор-ских млекопитающих животных (моржей, тюленей, котиков), а также мор-ских водорослей.
В зависимости от непосредственного назначения эти суда подразделяются на следующие группы:
— рыболовные;
— креветколовные; — кальмароловные; — зверобойные;
— водороследобывающие.

Рыболовные суда предназначены для добычи разнообразных рыб теми или иными орудиями лова (донные и пелагические тралы, снюрреводы, ко-шельковые неводы, дрифтерные сети, крючковые ярусы — донные, придон-ные, подвесные, вертикальные, кольцевые).
В зависимости от специализации все рыболовные суда подразделяются на следующие группы (отряды):
— траулеры; — сейнеры;
— тунцеловы;
— ярусные суда.
Траулеры. Это наиболее распространенный отряд рыболовных судов, основным орудием лова которых являются тралы. Однако многие из них, особенно средние и малые, имеют промысловое оборудование, часто съем-ное, позволяющее применять и другие орудия лова, такие как дрифтерные сети, снюрреводы и крючковые ярусы. Это позволяет использовать такие су-да в любое время года в зависимости от миграций, скоплений и поведения тех или иных пород рыб.
В зависимости от размеров, способа траления (бортового или кормово-го) и степени переработки улова траулеры подразделяются на крупные су-пертраулеры — БАТМ, большие морозильные — БМРТ, РТМ, рефрижератор-ные — РТР, нерефрижераторные — РТ, средние — СРТМ, СРТР, СРТ, малые -МРТР, МРТ, СТБ.
Супертраулеры — БАТМ (большие автономные траулеры морозильные). Это суда неограниченного района плавания с дальностью плавания 12000…15000 миль и автономностью около 130 суток, при численности лич-ного состава до 150 чел. Их назначение - лов рыбы разноглубинными и дон-ными тралами в отдаленных районах Мирового океана как автономно, так и в составе экспедиций. Объемы грузовых помещений, их тепловая изоляция, холодопроизводительность морозильной установки, имеющееся на борту технологическое оборудование позволяют принимать в море улов от других добывающих судов, производить его замораживание в неразделанном виде и переработку в целый ряд готовых продуктов:
— выработка рыбных консервов;
— выработка рыбьего и полуфабриката медицинского жира;
— переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на рыбную муку.
Изготовленная продукция может храниться на борту судна с последую-щей ее доставкой в порты, или перегружаться на приемно-транспортные рефрижераторные суда.
Рыболовные суда этого типа имеют следующие значения элементов и технических характеристик:
— главные размерения: L = 100…130 м; В = 17… 19 м; d- 6,5…7 м; — водоизмещение А = 7500… 10000 т;
— мощность главного двигателя,Nе- 3000…3500 кВт; — скоростьхода Vs = 13,5…15 уз.
Большие траулеры подразделяются на БМРТ, РТМ, РТР, РТ и имеют неограниченный район плавания.
БМРТ — большие морозильные рыболовные траулеры в зависимости от предполагаемого района их эксплуатации и конкретного состава технологи-ческого оборудования имеют дальность плавания 10000… 17000 миль с рей-совойавтономностью60…80сутокпричисленностиэкипажа95…15человек.
Все суда снабжены в качестве орудия лова разноглубинными и донными траламиимогутэксплуатироватьсякакавтономно,такивсоставеэкспедиций.
Объемы грузовых рефрижераторных трюмов и твиндеков, кладовых и цистерн, установленное технологическое оборудование позволяют использовать БМРТ для приема в море от добывающих судов улов и последующую его переработку на обезглавленную и потрошеную рыбу, изготовление филе, консервов из печени трески и минтая, выработку рыбной муки и жира, изго-товление икры.
Переработанная рыба может храниться на судах в количествах, которые определяются вместимостью грузовых помещений.
Компрессорные рефрижераторные установки в качестве хладагента со-держат аммиак, а рассольная система охлаждения трюмов, твиндеков и кла-довых консервов обеспечивает поддержание в них требуемой температуры от
— 8 °С до — 25 °С.
На некоторых судах установлены дистанционные гидрометеорологические станции и промышленные телевизионные установки, а в качестве поисковой аппаратуры используются гидролокаторы и эхолоты.
Линейные размеры и основные характеристики этих судов:
— главные размерения:L = 75…95 м; В = 14… 16 м;d= 5,5…6,5 м; — водоизмещение А = 3500.. .6500 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 1400…2800 кВт; — скоростьхода Vs = 12,5…14 уз.
РТМ - рыболовные траулеры морозильные. Эти суда по своему назна-чению, дальности плавания, установленному технологическому оборудованию и рефрижераторным установкам практически не отличаются от БМРТ, но имеют несколько меньшие размеры и мощность энергетической установки, а именно:
-главные размерения: L = 65…75 м; В= 13…13,5 м;d~ 5,3 м;

— водоизмещение А = 2500.. .3400 т;
-мощностьглавногодвигателяNе =950…1700кВт; -скоростьхода Vs= 11,5… 13,5 уз.
РТР — рыболовные траулеры рефрижераторные. Дальность их плавания вдвое меньше, чем БМРТ и РТМ и составляет 5000…6000 миль при автоном-ности около 30 суток, с экипажем 25…45 человек.
Отсутствие мощных морозильных установок нередко обусловливает ис-пользование этих судов в составе экспедиционного лова с передачей уловов, добываемых тралом, на рыбообрабатывающие плавбазы.
В автономном режиме работы они могут вырабатывать соленую и све-жеохлажденную рыбопродукцию, жир, муку и консервы из печени.
Рефрижераторные установки РТР способны обеспечивать температуру в охлаждаемых помещениях лишь в пределах от — 5 °С до + 2 °С, которую вы-рабатывают холодильные компрессорные агрегаты с хладагентом фреоном-12 и системой охлаждения непосредственного испарения.
Для поиска рыбы используются эхолоты.
Линейные размеры и технические характеристики судов этого типа: — главные размерения:L = 50…55 м; В = 9,0… 11 м; d= 4,0…4,5 м;
— водоизмещение А = 1100… 1600 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 600…1300 кВт; — скорость хода Vs = 12… 13,5 уз.
РТ — рыболовные траулеры могут совершать переходы без пополнения запасов в пределах 3000…4500 миль при продолжительности рейса до 20 суток, имея на борту 40…55 человек.
Так как рефрижераторная установка на этих судах не предусмотрена, то работая в траловом лове автономно, они могут производить соленую рыбо-продукцию, рыбий жир и рыбную муку.
В качестве поисковой аппаратуры используются эхолоты. Основные элементы и характеристики судов этого типа:
— главные размерения:L~ 55 м; В ~ 9,3 м; d ~ 4,5 м; — водоизмещение А = 1200… 1800 т;
— мощность главного двигателя,Nе = 600…800 кВт; — скорость хода Vs= 12.. .12,5 уз.
Средние траулеры подразделяются на СРТМ, СРТР и СРТ. Как и боль-шие, все эти суда имеют неограниченный район плавания. При дальности плавания 7500…9500 миль и автономности 30…35 суток, экипаж составляет около 30 человек.
СРТМ — морозильные и СРТР — рефрижераторные суда, с практически одинаковыми элементами корпуса и главного двигателя. Одинаковы у них и орудия лова: тралы, кошельковые неводы, дрифтерные сети, бортовые сайровые ловушки,анекоторыеснабженысъемнымоборудованиемдляярусноголова.
Стационарно установленное промысловое оборудование состоит из тра-ловых лебедок, силовых блоков, электрических дрифтерных шпилей.
Съемное промоборудование обычно включает в себя бортовые дрифтерные ролы с механизмами для выбирания поводцов, электроприводные сете-выборочные и сететрясные машины, а также устройства для лова сайры бор-товыми ловушками.
Поисковая аппаратура состоит из гидролокаторов и эхолотов.
Различия рассматриваемых двух типов средних рыболовных траулеров обусловлены установленными на них рефрежираторными установками, тех-нологическим оборудованием и изоляцией грузовых помещений.
СРТМ — суда, предназначенные для замораживания улова, выработки охлажденной и малосоленой продукции, изготовления пресервов.
Для этих целей устанавливается следующее технологическое оборудо-вание:
— бункеры для охлаждения и кратковременного хранения улова; — льдогенераторы;
— линии ручной разделки рыбы;
— линии производства пресервов с закаточными машинами.
Компрессорные рефустановки с хладагентом аммиаком и воздушной системой охлаждения поддерживают в трюмах температуру — 18 °С, а в мо-розильных аппаратах — 28 °С. В качестве теплоизоляционного материала ис-пользуется полиуретан, штапельное стекловолокно с толщиной изоляционного слоя по бортам и подволоку 250…400 мм.
СРТР — суда, предназначенные для выработки малосоленой и охлажденной продукции. Обычно устанавливаемое оборудование включает в себя:
— линии обработки посолом;
— линии приема рыбы и охлаждения ее льдом; — линии ручной разделки рыбы;
— линии с рыборезками для производства охлажденной продукции; — льдогенераторы.
Рефустановки с хладагентом фреоном-12 и воздушной или рассольной системой охлаждения трюмов обеспечивают поддержание в них температуры от — 2 до -5 °С. Изоляцией трюмов служат пакеты винидура, минерального войлока, пеностекла с толщиной изоляции 250 мм.
Элементы и характеристики судов СРТМ и СРТР:
— главные размерения: L = 40…50 м; В - 7,5…9,5 м; d- 3…4 м; — водоизмещение A = 700… 1100 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 400…700 кВт; — скорость хода Vs = 10… 12,5 уз.
СРТ — нерефрижераторные суда, осуществляющие лов рыбы тралами и дрифтерными сетями с последующей выработкой соленой продукции и жира из печени.
Их промысловое оборудование состоит из траловых лебедок и дрифтер-ных шпилей. Для дрифтерного лова на борту имеется съемное оборудование, состоящее из бортового рола с механизмом для выборки поводцов, электро-приводных сетевыборочной и сететрясной машин.
Технологическое оборудование включает в себя ручную обработку рыбы посолом и установку для выработки жира из печени.
Главные размерения и технические элементы этих судов:
— главные линейные параметры: L — 30…35 м; В = 7,0…7,5 м; d=3,0…3,5 м; -водоизмещениеА=450…470т;
-мощностьглавногодвигателяNе =220…300кВт; -скорость хода Vs = 9… 11 уз.
Дляпоискарыбыиспользуютсягидролокаторыиэхолоты.
Запасы топлива и пресной воды обеспечивают дальность плавания 6000…7500 миль при автономномности 25…30 суток с экипажем на борту около25человек.
Малые траулеры. Эти небольшие суда, осуществляющие лов рыбы тра-лами преимущественно для ее сдачи на обрабатывающие суда или на береговые рыбоперерабатывающие предприятия, делятся на три типа: МРТР, МРТ и СТБ. МРТР — малые рыболовные траулеры рефрежираторные. Эти суда, по-мимо передачи улова на обработку, могут также вырабатывать малосоленую и охлажденную продукцию, а также изготавливать пресервы. Устанавливаемое для этих целей технологическое оборудование включает льдогенераторы и
полуавтоматическиезакаточныемашины.
Рефрижераторная установка, имеющая в качестве хладагента фреон-12 и использующая рассольную или воздушную системы охлаждения, обеспечивает поддержаниетемпературы втрюмеот-2до-4°С.
Промысловое оборудование этих судов ограничено лишь траловой ле-бедкой для работы с разноглубинными или донными тралами, а для поиска рыбыустановленыэхолоты.
Район плавания МРТР ограничен максимальным удалением от порта-убежища 50 милями. Автономность пребывания на промысле ограничена 8…20 сутками. Экипаж на промыслесоставляет 7… 15 человек.
Основныеданныеэтихсудов:
— главные размерения: L = 25…30 м; В = 5,5…7,5 м; d = 2…3 м;

— водоизмещение A = 150…350 т;
-мощностьглавного двигателя Ne =110…225 кВт; -скорость хода Vs = 9…9,5 уз.
МРТ — малые рыболовные траулеры. Как и малые рефрижераторные траулеры, эти суда ограничены районом плавания до 50 миль удаления от порта-убежища. При экипаже 5…6 человек их автономность не превышает 10 суток.
Установка на этих судах каких-либо технологических механизмов и уст-ройствнепредусмотрена.
Изпромысловыхустройствимеетсялишь траловаялебедка. Техническиеданныеэтихсудов.

Промысловые суда предназначены для ловли различных рыб, китов, морских зверей и нерыбных объектов. Такие суда имеют большую автономость. Промысловые суда бывают добывающими, обрабатывающие и выполняющие обе функции сразу. Некоторые промысловые суда имеют охлаждаемые помещения для хранения пойманной рыбы. Обладают всем оборудованием для обработки рыбы. Водоизмещение некоторых промысловых судов превышает несколько десятков тысяч тонн.

Сейнер – промысловое судно, занимающееся ловлей рыб кошельковым закидным неводом. Однопалубное судно с надстройкой на носу и пространством на корме для хранения и обработки рыбы. Ha корме также есть поворотная площадка для управления неводом. Известен сейнерДмитрий Весельчаков.

Траулер – предназначен для лова рыбы траломи обработки продукта: очистки, мойки, заморозки. Траулер имеет множество видов: большой рыболовный, большой морозильный рыболовный, средний рыболовный, малый рыболовный и т.д. На траулерах XX века трал опускали с борта, у современных моделей трал опускается с кормы. На современных траулерах имеется рыбопоисковая аппаратура.

Литовский БМРТ Нида

Китобойное судно – большой специализированный корабль, предназначенный для ловли китов. Длина судна достигает 60 метров. Такие суда должны быть очень быстрыми. Для этого на них устанавливалась специальная система парусов, а позже усиленная двигательная установка. Выслеживая кита, с корабля спускаются шлюпки, и матросы с помощьюгарпуновубивают китов. На современных китобойных судах гарпун установлен на носу. В настоящее время не используются из-за запрета китобойного промысла.

Дрифтер – судно, ловящее рыбу дрифтерными сетями. Сеть закидывается с кормы и свободно плавает за судном. Судно имеет низкий надводный борт и снабжено аппаратурой для выбирания сети и обработки рыбы.

Вспомогательные суда

Суда, выполняющие второстепенные задачи – вспомогательные суда не перевозят пассажиров и грузы, не участвуют в битвах, но выполняют некоторые важные задачи: тушение пожаров, спасение потерпевшихбедствие. Другие предназначены для развлечения, например, для гонок. Есть также суда, которые выполняют научную исследовательскую работу.

Ледокол – судно, выполняющее ледокольные операции: проводка судов через льды, спасательные операции и, наконец, покорение арктических и антарктических льдов. Ледокол разбивает лёд своей тяжестью. В основном в качестве двигатель на ледоколах применяется паровая машина. Первым ледоколом стал российский «Пайлот». В1959 годупоявился ледокол «Ленин», который стал первым судном с атомной энергетической установкой. Вторым ледоколом-атомоходом была «Арктика». Также созданы российские «Сибирь», «Россия».

Буксир тащит баржу

Буксир – судно, предназначенное для транспортировки несамоходных судов. Буксирное судно берёт баржу или сломавшееся судно на буксирный канати доставляет в порт. Существуют буксиры-толкачи, осуществляющие буксировку методом толкания.

Пожарное судно – судно, предназначенное для тушения пожаров на больших судах, например, танкерах, или на берегу. На пожарном судне установлены насосы, подающие воду вшлангии рукавные линии. Судно может близко подходить к огню, поскольку по его периметру проложенытрубопроводы. Пожарные суда могут также тушить разгоревшуюся на поверхности водынефть.

Спасательное судно – предназначено для спасательных операций в море. Подбирает потерпевших крушение, на судне им оказывается медицинская помощь. Спасательное судно помогает кораблям, попавшим в аварию. Иногда берёт их на буксир и доставляет в порт.

Землесос – подводное и надводное судно, предназначенное для углубления подводной почвыв некоторых местах, также для взятия земли наэкспертизу.

Батискаф – подводный обитаемый аппарат, предназначенный для океанографических и других подводных исследований на большой глубине. Первый батискаф появился в 1948 году, построен учёнымОгюстом Пикаром. Благодаря прочности стен, батискаф выдерживает огромное давление на глубине более 10 000 м.

Спортивные суда – суда, участвующие в гонках и бьющие рекорды. Такие суда чаще всего – маленькие катера, развивающие большую скорость. Существует такое понятие как регата, в которой участвуют парусные суда.

Водолазное судно – судно, оснащённое водолазным комплексом и предназначенное для подводных работ.

Развлекательные суда – предназначены для развлечения людей. В список развлекательных судов входят водный мотоцикл,прогулочный катер,яхтаводный велосипед и разные типы лодок.

Плавучий маяк – мореходное, но не всегда самоходное, судно, предназначенное своим присутствием, а также подаваемыми им световыми и звуковыми сигналами отмечать определённую точку прибрежной зоны мирового океана с целью облегчения ориентировки судов в затруднённых условиях плавания. Устанавливается на мёртвых якорях, что исключает возможность его маневрирования с целью оптимальной встречи набегающей волны; это значительно снижает его безопасность в штормовой обстановке. Маяки бывают окрашены в красный цвет и имеют надпись на бортах: «Плавучий маяк».

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ
ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

Промысловые суда служат для добычи, переработки и
транспортировки рыбы, крабов, морского зверя и
морских растений.
По назначению промысловые суда делятся на:
добывающие,
добывающе-перерабатывающие,
перерабатывающие
обслуживающие или вспомогательные суда

Существуют две формы организации промысла -
автономная и экспедиционная.
При автономной организации судно вылавливает
рыбу и по заполнении трюмов транспортирует ее в порт
в обработанном виде, в виде сырца или
полуфабрикатов.
При экспедиционной организации рыболовные
суда уходят на промысел на длительное время и
заняты только добычей рыбы.

К добывающим судам относятся рыболовные суда:
траулеры
сейнеры
тунцеловы
рыболовные боты
китобои
К добывающе-перерабатывающим судам относятся:
большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ)
траулеры-рыбоконсервные заводы
морозильные траулеры

К перерабатывающим судам относятся:
сельдяные
краболовные
рыбоконсервные плавучие базы
рыбомучные
морозильные суда (рефрижераторные суда)
К обслуживающим или вспомогательным судам
относятся:
суда для научных рыбохозяйственных исследований
рыболовно-поисковые суда
учебные суда
рыбоохранные суда

Траулеры являются наиболее
типом рыболовного судна.
распространенным
В зависимости от размеров различают большие,
средние и малые траулеры.
По способу траления различают траулеры бортового и
кормового траления.
Траулеры различают также по степени переработки
улова:
траулеры − ловцы
траулеры с частичной переработкой
траулеры-рыбозаводы

Большие рыболовные траулеры имеют: D=3000 … 3500т,
крупнейшие − 10000 т,
средние траулеры D=250…900т
малые траулеры и рыболовные боты − до 300 т.
Скорость больших траулеров - 12…14узл.
средних - 9,5… 12узл., малых - 8…9 узл.

Траулер и схема лова тралом

Рыболовный траулер с боковым тралением

10.

Сейнерами называют суда для ловли рыбы кошельковым неводом.
Различают большие, средние и малые рыболовные сейнеры.
Водоизмещение больших рыболовных сейнеров достигает 160-300 т,
средних - 100-150, малых - 45-80; скорость - 7-10 уз,
автономность плавания - 4-10 сут. Экипаж - 8-12 человек.

11.

Сейнер и кошельковый невод

12.

Неводом окружают косяк рыбы. Затем стягивают его нижнюю
кромку, образуя подобие кошелька, и выбирают улов на борт
сейнера.

13.

Улов кошельковым неводом

14.

Дрифтер (англ.
«drift»
дрейф)
рыболовное
судно,
предназначенное для ловли рыбы находясь в дрейфе при помощи
плоских сетей высотой от 3 до 15 метров и длиной до 5000 метров,
свободно плавающих после их постановки.
Схема дрифтерного лова

15.

Ярусный лов
Этот способ лова применяется для добычи наиболее ценных
видов рыб, обитающих в открытых морях и океанах, при малых
скоплениях рыбы или в тех случаях, когда затруднено
использование других способов лова.
Ярусный порядок
а - схема ярусного порядка; б
- конструкция поводка и
крепление его к хребтине; в -
конструкция буйка и крепление
его к хребтине

16.

Пока рыболовецкое
судно следует в точку лова,
команда надевает наживку на
4500 крючков, прикрепленных
к тросу длиной до 5 км,
которые составляют большую
снасть. Для исследования
морского дна капитан
использует эхолот и
электронные карты.
Лов ярусом

17.

Специальный лов
К специальным орудиям лова можно отнести тролловые снасти,
удочки, рыбонасосы, снасти для лова на электросвет, донные
подвижные неводы (драги, снюрреводы), донные ловушки, т.е.
снасти, используемые в специфических условиях и для ловли рыб
определенной породы.
Тролловая снасть
а - тролловая установка в
плане; б - соединение крючка с
лесой; в - оснащение крючка
приманкой в виде кальмара

18.

Драгеры- суда для сбора сгребаемых с морского дна устриц и
морских гребешков.

19.

Плавучие
базы
-
крупнейшие
промысловые
водоизмещением в среднем от 10000 до 15000 т.
Рыбопромысловая база
суда

20.

Рыбоперерабатывающие
суда самый
многочисленный
рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега, и
имеющие на борту средства для хранения и переработки рыбы. На
современном плавучем заводе выполняются все процессы
переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку,
замораживание,
брикетирование,
расфасовку,
упаковку,
консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых
продуктов. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000
до 3000 тонн, численность экипажа доходит до 90 человек.

21.

Природоохранное судно проекта 6457с (спрут)

22.

КЛАССИФИКАЦИЯ
СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ

23.

Служебно-вспомогательные суда разделяют на
обслуживающие и служебные.
К обслуживающим относятся:
ледоколы
буксиры
спасатели
противопожарные суда
судоподъемные
плавучие маяки
снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики)
зерноперегружатели и пр.
К служебным судам относятся:
научно-исследовательские
медико-санитарные (плавучие госпитали, карантинные суда)
плавучие гостиницы, общежития
суда-выставки
учебные суда

24.

Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В
зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые,
морские, и речные. Особую группу составляют арктические линейные
ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному
морскому пути.

25.

Ледокол за работой.

26.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ЛЕДОКОЛОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
КАТЕГОРИЯ
ИНТЕРВАЛ ВЕЛИЧИНЫ
ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ,
НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕДОКОЛА
КЛАСС ПО
ПРАВИЛАМ
РЕГИСТРА
ПРИМЕРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ЛЕДОКОЛОВ
ЛИДЕР
(1 катег.)
свыше 3 м, надежная круггодичная работа во всех
арктических морях
Icebreaker 9
Проект ЛК-110Я
(атомный)
ЛИНЕЙНЫЙ
АРКТИЧЕСКИЙ
(2 катег.)
2,4-3 м, проводка караванов летом
и осенью по всему Севморпути,
круглый год в западном районе
Арктики и у побережья
ЛИНЕЙНЫЙ
(3 катег.)
1,8-2,4 м, проводка караванов
в неарктических морях, помощь
Icebreaker 9
Icebreaker 8
основному ледоколу при проводке
сложных караванов по Севморпути
АРКТИКА
(атомный)
Проект ЛК-60Я
(двухосадочный атомный)
ЕРМАК
ТАЙМЫР
Проект ЛК-25
Fennica, Oden
СЛУЖЕБНЫЙ
(4 катег.)
1,3-1,8 м, работа летом в Арктике,
зимой в неарктических морях
Icebreaker 7
МОСКВА
КАПИТАН СОРОКИН
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
(5 катег.)
0,9-1,3 м, зимой проводка судов
в районах вблизи портов, летом
в прибрежных районах Арктики,
включая обслуживание буровых установок
Icebreaker 6
МУДЬЮГ
Проект ЛК-7
КАПИТАН БЕЛОУСОВ
ПОРТОВЫЙ
(6 катег.)
0,7 м, обслуживание причалов и
портах и на их акваториях, лето
и осень в мелководных районах Арктики
Icebreaker 6
ВАСИЛИЙ ПРОНЧИЩЕВ,
КАПИТАН ИЗМАЙЛОВ
РЕЧНОЙ
(7 катег.)
0,4 м, работа на реках, озерах и
водохранилищах
ВОЛГА
КАПИТАН ДРАНИЦЫН

27.

Ледокол «Москва»
Атомный ледокол «Таймыр»
с уменьшенной осадкой
для проводки судов в устья
сибирских рек.

28.

Ледокол «Мудьюг» с дизельэлектрической силовой
установкой.
Речной ледокол «Капитан
Демидов» во время работы.

29.

Буксиры, относящиеся к классу обслуживающих судов,
разделяют на океанские, морские, рейдовые, портовые и для
внутренних водоемов.
Буксиры (особенно портовые) отличаются малой длиной,
обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и
большой остойчивостью.
Буксир

30.

Буксиры и толкачи используются для транспортировки плотов, барж и
различных плавучих сооружений.
Обычный буксир тянет за собой несамоходные баржи или лихтеры, которые
крепятся к нему буксирным тросом.
Толкач – толкает баржи впереди себя и находится в жёсткой сцепке с ними.
Для грузовых перевозок буксировка толканием предпочтительнее обычной.

31.

Буксир-толкач в сцепке с баржей

32.

Группа портовых буксиров ведёт по фарватеру огромный
крупнотоннажный контейнеровоз.

33.

В последние годы в связи с необходимостью организации спасательной
службы на море возник новый тип специализированных обслуживающих судов
- спасателей. Они отличаются высокой скоростью (18-22 уз), большой
мощностью энергетической установки (9000-22 000 л. с.) и оснащены
разнообразным оборудованием для оказания помощи терпящим бедствие
судам - для тушения пожаров, откачки воды, стаскивания с мели, подводного
осмотра и ремонта, буксировки, а также спасения людей и оказания им первой
медицинской помощи.

34.

Для тушения крупных пожаров на судах и прибрежных строениях служат
специальные пожарные суда, имеющие мощные противопожарные средства:
системы водо- и пенотушения. Дальность действия лафетных стволов,
подающих воду или другие огнегасящие средства, достигает 60-100 м. Эти
суда имеют высокую скорость (12-14 уз) и хорошую маневренность.

35.

Пожарные суда борются с огнем на вышке «Deepwater
Horizon» у берегов Луизианы 21 апреля 2010 года.
(Reuters/U.S. Coast Guard)

36.

Научно-исследовательский корабль "Сюэлун"

37.

Плавучий госпиталь ВМС США “Comfort”.

38.

Плавающий отель на реке Амазонке в Перу

39.

Учебное парусное судно барк «Крузенштерн»,
Россия, Калининград.

40.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

41.

К суда технического флота относятся:
дноуглубительные снаряды
грунтоотвозные шаланды
суда-нефтесборщики, удаляющие остатки разлитых на поверхности
моря нефтепродуктов
плавучие краны
крановые суда
плавучие доки
плавучие мастерские.
К этой группе судов причисляют также промышленно-хозяйственные
суда, предназначенные для выполнения различных строительных,
мелиоративных и лесосплавных работ, для прокладки кабеля, а также
добычи нефти и газа в открытом море, песка, гравия и других работ по
освоению континентального шельфа и Мирового океана:
плавучие буровые установки
буровые суда
трубоукладчики
цементировщики скважин
плавучие электростанции
суда-кабелепрокладчики
лесосплавные суда и т. п.

широко используются при освоении морских нефтегазовых месторождений
для прокладки трубопроводов диаметром до 1220 мм на глубинах до 130 м.
Судно-трубоукладчик

48.

Тип судов CABLE VESSELS - предназначены для прокладки
кабеля по морскому либо океанскому дну, а так же ремонта и
обслуживания линий передачи электричества и связи.

49.

Типы буровых платформ

50.

П л а в у ч и е б у р о в ы е у с т а н о в к и делятся на два типа:
с а м о п о д ъ ё м н ы е и п о лу п о г ру ж н ы е.
Как те, так и другие доставляются к месту бурения буксирами или на
специальном транспортном судне.

51.

П олу п о г р у ж н а я буровая установка, придя на место бурения, принимает
водяной балласт и частично притапливается.
В отличие от самоподъёмной установки она не опирается на дно, а остаётся
на плаву. В точке бурения она удерживается с помощью системы якорей или
комплекса подруливающих устройств.
Полупогружная
буровая платформа:
1 – осадка в походном
положении;
2 – осадка в рабочем
положении.
1
2

52.

Самоподъёмная буровая
установка на буксировке
(ферменные опоры выдвинуты
в крайнее верхнее положение,
чтобы уменьшить
сопротивление воды при
движении).
Самоподъёмная буровая
установка в рабочем
положении (опоры опущены и
упираются в дно).

53.

Для нормальной работы буровых платформ их необходимо обеспечить
топливом, буровыми растворами, бурильными трубами, цементом и т.п.
Кроме того, при смене точек бурения необходима буксировка платформы и
заводка ее якорей. Эту работу выполняют суда обеспечения
Судно обеспечения буровых установок

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи