Спорт для всей семьи

ЛФК

линия фактического контроля

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. - М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. - 318 с.

ЛФК

лечебная физкультура

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. - С.-Пб.: Политехника, 1997. - 527 с.

ЛФК

Лаборатория физической кинетики

образование и наука, физ.

ЛФК

любительский футбольный клуб
любительская футбольная команда

спорт

Источник: http://ffmo.ru/lfk/zio.php

Примеры использования

ЛФК ЦСКА

ЛФК «Новатор»

ЛФК

литолого-фациальный комплекс

геол.

Источник: http://www.uran.ru/structure/institutions/igg/Lithology/litsov/litsov15.htm


Словарь сокращений и аббревиатур . Академик . 2015 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЛФК" в других словарях:

    лфк - физкультура Словарь русских синонимов. лфк сущ., кол во синонимов: 1 физкультура (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    ЛФК - [элфэк а], нескл., жен. (сокр.: лечебная физкультура) … Русский орфографический словарь

    ЛФК - Аббревиатура: ЛФК Лечебная физическая культура Также: ЛФК Первенство Любительских футбольных клубов России (такого то года) Список … Википедия

    ЛФК - лечебная физкультура … Словарь сокращений русского языка

    ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК) - ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК), раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем). Основной терапевтический метод лечебная гимнастика (специально… … Энциклопедический словарь

    Лечебная физическая культура (ЛФК) - Медико педагогическая дисциплина, изучающая возможности использования физических упражнений для профилактики обострения и лечения различных заболеваний и повреждений и восстановления трудоспособности. ЛФК использует те же средства и принципы их… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Первенство России среди ЛФК 2008 Урал и Западная Сибирь - Подробности чемпионата Время проведения 1 мая 19 октября Число участников 12 Города 12 Призовые места … Википедия

    ДЕТСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК) - раздел научной медицинской дисциплины (ЛФК), изучающий особенности влияния средств физического воспитания на организм больного ребенка, темпы его роста и развития при патологических состояниях, процессы само генеза, патогенетические механизмы, а… …

    ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЛФК) - научная медицинская дисциплина и область медико реабилитационной практики, занимающиеся изучением и использованием средств физической культуры в лечебных целях, т.е. для лечения заболеваний и повреждений организма человека и социальной… … Психомоторика: cловарь-справочник

    Лече́бная физи́ческая культу́ра - (ЛФК) 1) метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса; 2) раздел клинической медицины, изучающий рациональное … Медицинская энциклопедия

Книги

  • Система физических упражнений Пилатеса при дефектах осанки и последствиях заболеваний и травм Купить за 899 руб
  • Система физических упражнений Пилатеса. Практическое руководство , Патерсон Джейн. Система упражнений Джозефа Пилатеса - очень популярная сегодня методика, в основе которой - точная диагностика проблемы, составление эффективной программы действия, подбор упражнений,…

Основное средство ЛФК - физические упражнения , применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. К основным средствам относятся - массаж и естественные факторы природы , использование которых усиливает действие физических упражнений и позволяет широко использовать их в различных средовых условиях и вариантах комплексирования. Составной частью ЛФК являются механотерапия, роботизированная техника, трудотерапия .

Физические упражнения делятся на гимнастические упражнения, спортивно-прикладные упражнения, игры.

1 . Гимнастические упражнения представляют собой специаль-но подобранные сочетания естественных для человека движе-ний, разделенных на составные элементы. Применяя гимнас-тические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы, можно совершенствовать об-щую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Они составляют наиболее обширную группу и подразделяются на основе четырех признаков: анатомического, активности выполнения, видового признака, использования предметов и снарядов.

По анатомическому признаку гимнастические упражнения делятся на упражнения для: а) мелких мышечных групп (кисть, стопы, лицо); б) средних мышечных групп (шея, предплечья, голени); в) крупных мышечных групп (бедра, плечи, туловище, таз). Дифференцировать упражнения необходимо в связи с тем, что величина физической нагрузки зависит от количества включенной в движение мышечной массы.

По признаку активности выполнения упражнения делятся на актив-ные (выполняются больным самостоятельно), активно-пассивные упражнения (выполняются комбинированно: самим больным в сочетании с помо-щью инструктора-методиста по ЛФК), пассивные (выполнятся руками инструктора-методиста по ЛФК с волевым усилием больного). На различных этапах реабилитации преобладают соответствующие по степени активности упражнения.

В большей степени предпочтение отдается активным упражнениям, которые в свою очередь, подразделяются на облегченные (на скользящей поверхности, подвесках, в воде), свободные (без силового компонента), с усилением (волевым, отягощением, сопротивлением и др.), на расслабление и растяжение мышц (стрейтч). Пассивные упражнения делятся на выполняемые специалистами по ЛФК и самостоятельное пассивное расслабление мышц. Пассив-ные упражнения назначают для предупреждения тугоподвижности в суставах в случаях, когда больной не может выпол-нять эти движения. Они стимулируют возможность активных движений благодаря рефлекторному влиянию афферентной импульсации, возникающей в кожных покровах, мышцах, суставах.


По видовому признаку (характеру) упражнения делятся на:

а) общеразвивающие, специальные и дыхательные;

б) порядковые и строевые;

в) подготовительные или вводные;

г) корригирующие;

д) упражнения для развития координации движения и равновесия;

е) упражнения в метании и ловле;

ж) упражнения на расслабления;

з) в сопротивлении;

и) висы и упоры;

к) подскоки и прыжки;

л) ритмопластические движения.

Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения. Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального состояния занимающихся, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают и усиливают лечебное действие специальных упражнений.

Специальные упражнения - и збирательно воздействуют на различные органы и системы, оказывая непосредственное лечебное воздействие. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение лечебных задач — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию сформировавшейся деформации, укрепление окружающих мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения являются специальным.

Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями.

Дыхательные упражнения (статические, динамические и дренажные). Ста-тические дыхательные упражнения выполняют в различных ис-ходных положениях без движения ног, рук и туловища. К ним относиться и диафрагмальное дыхание - во время вдоха диафрагма сокращается и опускается, что увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и легкие заполняются воздухом. Внутрибрюшное давление при этом повышается и брюшная стенка выпячивается. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение. Дина-мические дыхательные упражнения выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.

К дренажным относят дыхательные упражне-ния, целенаправленно усиливающие отток экссудата из бронхов (используют их при различных заболеваниях органов дыха-ния). Следует различать дренажные упражнения (дыхательные) и постуральный (позиционный) дренаж - специально заданные положения тела, направленные на отток экссудата по дыхательным путям по принципу «желоба». Дыхательные упражнения оказывают успокаивающее действие при нарушении нервной регуляции различных функций организма, применяются для более быстрого восстановления при утомлении, для разгрузки, отдыха после серии общеразвивающих или специальных упражнений.

Для усиления лечебного действия специальных физических упражнений на ранних этапах реабилитации применяют «лечение положением». Под лечением положением понимается специальная укладка конечностей или туловища в положение противоположное порочному, которое способствует достижению определенного корригирующего положения с помощью различных приспособ-лений (лангеты, фиксирующие повязки, лейкопластырные вытяжения, валики и др.). Такое лечение применяется, чтобы создать позицию, физиологически благоприятную для восстановле-ния функции мышц, что особенно важно для предупрежде-ния развитию дистрофических явлений в суставах и патологических синкинезий,

Идеомоторные упражнения - мысленноевыполнения упражнения (двигательного задания). Улучшают трофику, вызывают реакцию со стороны вегетативных органов, усиливая деятельность кардиореспираторной системы, обмена веществ. Эти упражнения могут сочетаются с пассивными движениями при контракту-рах, параличах и парезах.

Изометрические (статические) упражнения - физические упражнения в виде чередования напряжения и расслабления отдельных мышечных групп без соответствующих движений в суставах; применяются для поддержания нормального функционального состояния мышц конечности, иммобилизированной гипсовой повязкой, для повышения мышечного и сосудистого тонуса.

Порядко-вые и строевые упражнения - построения, повороты и перестроения в сочетании с обычной ходьбой и ходьбой в различных направления. Способствуют улучшению координации движений, вестибулярной функции, совершенствуют навыки в ходьбе, приобретая в некоторых случаях самостоятельное лечебное значение. Их общее влияние соответствует напряжениям умеренной интенсивности, используются на втором и третьем этапах реабилитации. Эти упражнения помогают организации больных при проведении групповых занятий лечебной гимнастикой и применяются в начале и на протяжении каждого занятия.

Улучшают дисциплинированность занимающихся, повышают эмоциональность занятий и прикладное значение. Желательно музыкальное сопровождение этого вида упражнений, если обстановка лечебного учреждения позволяет это сделать. Музыкальное сопровождение упражнений является дополнительным раздражением, поступающим из среды, окружающей человека. Музыка в сочетании с движением становится возбудителем этого движения, облегчая его выполнение.

Подготовительные, или вводные, упражнения подготавливают организм к пред-стоящей нагрузке. Их выбор зависит от задач занятия, а также от уровня физической подготовленности больного. Применение направлено на обеспечение постепенной подготовки больного к предстоящей более высокой нагрузке, имеющей место в основной части занятия лечебной гимнастики. Подготовительные упражнения следуют за порядковыми и составляют содержание первой части занятия. К подготовленным упражнениям относятся различные элементарные общеразвивающие упражнения, вовлекающие в активную деятельность ограниченные мышечные группы и осуществляемые в медленном или среднем темпе и предъявляющие организму больного небольшую физическую нагрузку (отдельные упражнения для рук, ног, туловища). Упражнения обычно применяются в трех основных исходных положениях - лежа, сидя, стоя.

Подготовительные упражнения используются без предметов и снарядов, с предметами и в показанных случаях на снарядах.

Корригирующие упражнения направлены на профилактику или уменьшение дефектов осан-ки, исправление деформации позвоночника, грудной клетки, стоп, нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением на наклон-ной плоскости, ношением корсета, массажем). К ним относят разнообразные физические упражнения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. Эти упражнения сочетаются с силовым напряжением и растягиванием. Например, при выраженном грудном кифозе (кифотическая осанка) кор-ригирующее воздействие оказывают физические упражнения, направленные на укрепление мышц спины - исходное положение лежа на животе, стоя, растягивание и рас-слабление грудных мышц - исходное положение лежа на спине; при плоскостопии — укрепление мышц голени и стопы - исходное положение сидя.

Упражнения на координацию движений и в равновесии при-меняются для тренировки вестибулярного аппарата при гипер-тонической болезни, неврологических заболеваниях, в травматологии, Вы-полняются в основных исходных положениях: основная стой-ка, на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них. Широко применяются баланс-платформы различной конфигурации, упражнения на стабилоплатформе. К этой группе упражнений относятся упражнения, формирующие бытовые на-выки, утраченные в результате того или иного заболевания: застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом. Упражнения, восстанавливающие координацию мелких мышечных групп верхних конечностей - лепка, сборка детских пирамидок, мозаики и т.п.

Упражнения в метании и ловле . К упражнениям в метании относятся броски и ловля мячей малого и большого диаметра, различного веса набивных мячей. Упражнения в метании развивают силу мышц пояса верхних конечностей и туловища, ловкость, точность, координацию движений, мышечно-суставное чувство. Расширяется диапазон положительных эмоций, повышается интерес к занятиям; в ряде случаев они способствуют решению и специальных задач, например при травмах верхних конечностей. Повышение трудности упражнений достигается увеличением расстояния до цели, расстояния между партнерами и выполнением бросков в движении.

Упражнениями на расслабление - активно осуществляемые расслабления различных групп мышц. При выполнении упражнений в движение могут вовлекаться отдельные сегменты тела (кисть, стопа), конечность в целом и сочетано конечности и туловище. Их действие направлено на нормализацию повышенного тонуса мышц, наблюдаемого при различных патологических проявлениях (болевые контрактуры, спастические парезы и т. д.), и улучшение общей координации движений. Эти упражнения применяются для снижения повышенного тонуса артериальных сосудов. Используются в сочетании с упражнениями с локализованным мышечным напряжением и упражнениями на растягивание и координацию.

Воздействие на кортикальные процессы и вегетативные функции соответствует напряжениям малой или умеренной интенсивности. При недостаточном овладении больным техникой физических упражнений наблюдаются скованность, повышение тонуса мышц и неадекватное усиление кортикальных и вегетативных функций. Расслабление наиболее полноценно осуществляется непосредственно после напряжения мышц. Если последнее вызвало местное утомление, то расслабление способствует ускорению течения восстановительных процессов.

В практике лечебной гимнастики используется и методика постизо-метрической релаксации мышц (ПИР). В основе методики лежит рефлекторный механизм понижения мышечного тонуса после предварительного напряжения мышцы. Сущность, которого заключается в сочетанном кратковременном (5-10 с) изометрическом напряжении минимальной интенсивности с пассивным растяжением мышцы в последующем (в течение 5-10 с). Повторение таких сочетаний проводится 3-6 раза. В результате в мышце возникает стойкая гипотония и исчезает исходная болезненность.

Упражнения в сопротивлении применяются на втором и третьем этапе реабилитации. Они способствуют укреплению мышц, повышают их элас-тичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно--сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое руками инструктора-методиста по ЛФК или здоровой конечностью. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления в момент разгибания руки, осуществляются за счет работы разгибателей; упражнения же в сопротивлении, такие как перетягивание, выполняются за счет работы мышц сгибателей.

Возможность избирательного влияния преимущественно на отдельные мышечные группы (сгибатели, разгибатели, отводящие, приводящие мышцы) позволяет широко использовать эти упражнений при мышечной гипотрофии . Величина сопротивления зависит от решаемых задач на занятиях лечебной гимнастикой. После выполнения упражнений с сопротивлением необходимо применять упражнение на расслабление мышечных групп или дыхательные упражнения.

Висы и упоры включаются в комплекс лечебной гимнастики. Физиологическая ценность данных упражнений заключается в определенном силовом напряжении. Висы применяются в двух видах: чистые и смешанные . Чистые висы находят ограниченное применение в рамках лечебной физкультуры. Их использование допустимо лишь при благополучном состоянии сердечно-сосудистой системы, поскольку они сопровождаются задержкой внешнего дыхания и создают неблагоприятные условия для функционирования центрального аппарата кровообращения. Фиксированная грудная клетка при чистом виде вызывает натуживание, сопровождающееся повышением внутригрудного давление, задержкой притока венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.

Чистые висы применяются в целях укрепления и растяжения мышц рук и плечевого пояса, развития объема движений в суставах верхних конечностей, разгрузки и вытяжения позвоночника при отсутствии противопоказаний со стороны сердечно-сосудистой системы. Чаще их используют в практике корригирующей гимнастики с детьми и подростками, при восстановлении функции верхних конечностей, нарушенной на почве травматических повреждений. Завершают выполнение упражнений в чистом висе упражнения на расслабление работавших мышечных групп или дыхательные с целью снижения общей физической нагрузки.

При выполнении смешанных висов участвуют мышечные группы рук, ног и туловища при обязательном захвате снаряда руками и опорой ног, это позволяет равномерно распределять усилие на все мышечные группы, не вызывая значительного силового напряжения и задержки дыхания. Благодаря умеренной нагрузке успешно используются в лечебной гимнастике. При помощи упражнений в смешанных висах укрепляют мышцы рук, ног и туловища, развивают движения в суставах конечностей и позвоночника, избирательно увеличивают физическую нагрузку на различные мышечные группы и удачно сочетают ритм движений с дыханием.

Различают упоры чистые и смешанные. Чистый упор - упор на спинки стульев, кроватей и др. - имеет применение преимущественно при травмах нижних конечностей. Смешанные упоры имеют частое применение. В отличие от висов, укрепляющих сгибатели, упоры развивают силу разгибателей. В лечебной гимнастике используют упоры кистями о рейку гимнастической стенки на уровне плеч, груди; упоры о спинку кровати, стула, о стол и упор кистями на полу.

Подскоки и прыжки . Прыжки вовлекают в работу крупные мышечные группы нижних конечностей (преимущественно), выполняются обычно в быстром темпе, что создает большую нагрузку на основные системы организма, являясь в то же время сложным координационным упражнением. В связи с этим они чаще применяются при занятиях с детьми и подростками или лицами молодого возраста и ограниченно - при занятиях с лицами зрелого и особенно пожилого возраста. Целевая направленность применения прыжков: тренировочное воздействие на организм, повышение тонуса, развитие быстроты реакции и координации движений. В отдельных случаях для специального воздействия например, при консервативном лечении камней мочеточника при отсутствии противопоказаний. Различают прыжки на месте и с перемещением вперед, назад, в сторону, с поворотом.

Характерной особенностью ритмопластических упражнений является ритмичность и пластичность движений, которые могут выполняться на месте, с перемещением, без снарядов, со снарядами и предметами (гимнастическая палка, булава, обручи, шарфы, флажки и др.) с музыкальным сопровождением. Ритмопластические упражнения характеризуются закругленностью, мягкостью и плавностью движений. Наиболее показаны эти упражнения для детей и подростков, в женских группах. Применение ритмопластических упражнений дает хороший терапевтический эффект когда нужно снизить напряженность нервно-психической сферы, создать бодрое настроение, отвлекающее больного от болезненных переживаний.

По признаку использования предметов и снарядов упражнения делятся:

а) без предметов и снарядов;

б) с предметами и снарядами (палки, гантели, булавы, мячи надувные и набивные, эспандеры и др.);

в) на снарядах (гимнастическая стенка, скамья, бревно и др.).

К этим упражнениям относятся упражнения на механотерапевтических аппаратах и тренажерах, которые особенно активно используются с оздоровительными и реабилитационными целями. На занятиях лечебной гимнастикой широко используются следующие предметы: гимнастические палки, резиновые бинты, различные мячи (включая набивные), булавы, гантели, утяжелители, эспандеры, скакалки и др. Для повышения эффективности занятий лечебной гимнастикой сконструировано большое количество разнообразных снарядов , простейших приборов и приспособлений.

Это - валики простые и комбинированные, полувалики, лестнички, блочные приборы, ступенчатые цилиндры и др., с помощью которых можно усиливать развитие функции движений в различных суставах верхних и нижних конечностей, при травматических повреждениях центральной и периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Традиционный перечень снарядов состоит из: гимнастической стенки, гимнастической скамьи, наклонной плоскости, бревна, колец. Применение снарядов направленно на разнообразие содержания занятия, на увеличение физической нагрузки, на преимущественно избирательное воздействие упражнений на отдельные мышечные группы и суставы; на облегчение техники выполнения упражнений.

2. Спортивно-прикладные упражнения восстанавливают или совершенствуют сложные двигательные навыки, оказывают общее оздоровительное действие на организм больного . Спортивные упражнения эффективны для восстановления общей выносливости, обеспечивают максимальное улучшение обменных процессов, являются средством тренировки и выработки компенсаторных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весьма эмоциональны по своему содержанию и методу проведения. Спортивные упражнения соответствующие показаниям занимают ведущее место на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации.

Из спортивно-при-кладных упражнений в лечебной физической культуре наибо-лее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазания, упражнения в равновесии, поднимании и переносе тяжести, до-зированную греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, ле-чебное плавание, езду на велосипеде, лазание по гимнастичес-кой стенке и канату. Эти упражнения используются на завершающем этапе реабилитации и способствуют окончательному восста-новлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывают у больных настойчивость и уверенность в своих силах.

Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, оказывает воздействие на весь организм в целом благодаря ритмичному чередованию напряжения и расслабления мышц, улучшает крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ. Ходьба является неотъемлемой частью большинства занятий лечебной гимнастикой наряду с бегом. С лечебной целью бег используется как при начальных проявлениях некоторых заболеваний, так и в стадии выздоровления. Методика его использования зависит от состояния сердечно-сосудистой системы и степени адаптации к физическим нагрузкам. Бег сочетается с ходьбой различного темпа. По мере адаптации организма к предлагаемым нагрузкам число и длина пробегаемых отрезков постепенно увеличиваются.

Прыжки относят-ся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяе-мым в период выздоровления. Необходимо постепенно подводить занимающихся к выполнению прыжков, предварительно выполняются упражнения для укрепления мышц ног, особенно связочного аппарата голеностопного сустава. Необходимо обращать внимание больных на мягкость приземления. В лечебных целях преимущественно используются подскоки, упражнения со скакалкой. Упражнения в метании помогают восстанавливать коорди-нацию движений, улучшают подвижность суставов, увеличи-вают силу мышц конечностей и туловища, скорость двигатель-ных реакций. В занятиях лечебной гимнастикой используются набивные мячи, диски, копья, мячи с петлей, гранаты.

Лазанье используется в виде передвижения при помощи рук и ног по гимнастической стенке, по наклонной или вертикальной лестнице, реже по канату или шесту. Упражнения в лазанье развивают силу рук, ног, туловища, улучшают координацию движений и подвижность в суставах верхних и нижних конечностей. Ползание в лечебных целях применяется преимущественно в упоре стоя на коленях - коленно-кистевая или коленно - локтевая стойки, которые способствуют разгрузке позвоночного столба от действия силы тяжести и улучшают его подвижность.

Эти упражнения изменяют соотношение высоты положения таза и пояса верхних конечностей в сочетании с движением рук и ног, оказывают локальное воздействие на различные отделы позвоночного столба. Ползание положительно влияет на функцию внутренних органов у больных с заболеванием желудочно-кишечного тракта и с гинекологическими заболеваниями, нарушениями осанки. Ползание следует чередовать с дыхательными упражнениями и упражнениями в расслаблении мышц пояса верхних конечностей.

Гребля в ЛФК применяется для общей тренировки, отра-ботки ритмичности движений, способствующих выработке глу-бокого дыхания, развитию и укреплению мышц верхних и нижних ко-нечностей, туловища и подвижности позвоночника. Повыше-ние внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на пищеварение и тканевый обмен. Тренировки на открытых водоемах оказывают оз-доровительное влияние на весь организм.

Лыжные прогулки повышают мышечный тонус организма, улучшают работу кардиореспираторной системы, тренируют вестибулярный аппа-рат, улучшают настро-ение, способствуют нормализации состояния нервной системы, так же как и катание на коньках. Используются на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации и рекомендуются достаточно тренированным лицам, владеющим навыками катания на лыжах и конь-ках.

Упраж-нения в воде (в бассейне) находят большое применение в практике лечебной физической культуры. Теплая вода способствует расслаблению мышц, уменьшению спастичности, снижению тяжести тела и отдельных его частей, облегчению выполнение упражнений. Физические упражнения в воде показаны при травмах, нарушениях и заболеваниях опорно-двигательногоаппарата, остеохондрозах, спондилезах, при пара-личах и парезах., заболеваниях органов дыхания.

С общеоздоровительной целью, а также для укрепления мышц и развития движений в суставах нижних конечностей использу-ется езда на велосипеде, которая тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вестибулярный аппарат, закаливает организм.

3. Игры в ЛФК подразделяются в порядке возрастания нагрузки на четыре группы:

1) на месте;

2) малоподвижные;

3) подвижные;

4) спортивные игры (крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис, баскетбол и др.) и их элементы.

Игры направлены на воспитание у боль-ного решительности, настойчивости, сообразительности, лов-кости, смелости, дисциплинированности, положительно воздействуют на работу всех органов и сис-тем организма. В зависимости от степени подвижности применяются на всех этапах реабилитации.

Лечебный массаж является эффективным средством для лечения различных заболеваний и повреждений, позволяет восстанавливать нормальную деятельности всего организма. Для каждого заболевания разработаны методики массажа, которые основывается на причинах и патогенезе заболевания, клинических форм его проявления, специфики действия тех или иных приемов массажа на организм. Массаж входит в комплекс лечебных мероприятий, проводимых в различных лечебно-профилактических учреждениях - больницах, санаториях, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, реабилитационных центрах.

Естественные факторы природы рассматриваются как хорошее дополнение других средств ЛФК В разных формах присутствуют при выполнении физических упражнений. К числу таких факторов относят солнце, воздух и воду. Наиболее полно их действие на организм вместе с ЛФК реализуется, в санаториях, профилакториях и домах отдыха, на курортах. Здесь движение, солнце, воздух и вода выступают как мощный лечебно-оздоровительный комплекс.

Под трудотерапией понимается восста-новление нарушенных функций с помощью специальных по-добранных трудовых процессов. Существует три вида трудоте-рапии: общеукрепляющая, восстановительная, профессиональ-ная. Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного, создает психологические предпосылки для вос-становления трудоспособности; восстановительная — направ-лена на профилактику двигательных расстройств больного и восстановление утраченных функций; профессиональная — вос-станавливает нарушенные производственные навыки, прово-дится на заключительном этапе восстановительного лечения.

С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больных внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность. Правильно организованная трудотерапия наиболее действенна в отношении социальной и трудовой реабилитации больных.

Механотерапия — это восстановление утраченных функций с помощью специальных аппаратов. Применяется главным об-разом для предупреждения контрактур (тугоподвижности) су-ставов. Особенностью механотерапии являются дозированные, ритмически повторяемые упражнения на специальных аппаратах или приборах с целью восстановления подвижности в суставах (аппараты маятникового типа), облегчения движений и укрепления мышц (аппараты блокового типа), повышения общей работоспособности (тренажеры).

Упражнения на механоаппаратах способствуют улучшению крово- и лимфообращения, обмена веществ в мышцах и суставах, восстановлению их функции. Упражнения на тренажерах приводят к увеличению ударного и минутного объема крови, улучшению коронарного кровоснабжения и легочной вентиляции, повышению физической работоспособности. Они могут использоваться при нарушениях жирового обмена, хронических неспецифических заболеваниях органов дыхания (вне обострения) и при сердечно-сосудистых заболеваниях (без недостаточности кровообращения), а также с оздоравливающими целями.

Упражнения на тренажерах приобретают все большее рас-пространение в ЛФК и при реабилитации больных и инвали-дов. Применение тренажеров позволяет точно дозировать на-грузку и развивать разные физические качества: выносливость, силу мышц и др. Для тренировок сердечно-сосудистой систе-мы применяются: велотренажеры (ножные и ручные), лыж-ный и гребные тренажеры, третбаны (бегущая дорожка), и др. Для развития силы различных групп мышц существует большое разнообразие тренажеров: блоковые, силовые - стековые, пневматические и др.

Основоположником механотерапии принято считать Густава Цандера (1835-1920), разработавшего 74 механотерапевтических аппарата, с возможностью строго дозировать сопротивление при выполнении физических упражнений- прототипы современных тренажеров. Наряду с европейскими странами, в нашей стране в 1897 году в Ессентуках был открыт Цандеровский механотерапевтический институт, единственный, сохранивший в работающем состоянии аппараты до настоящего времени.

Совершенствование тренажеров продолжается, каждый год появляются новые или совершенствуются предшествующие модели. В теории и практике оздоровительной и лечебной физической культуры и реабилитационных технологий принято различать две дополняющих друг друга группы тренажеров: кардиотренажеры (циклические или аэробные тренажеры) и силовые тренажеры. Некоторые тренажеры совмещают в себе признаки обеих групп.

Современный этап развития данного направления физической реабилитации связан с внедрением в клиническую практику специальных роботизированных тренажеров , с широкими возможностями моделирования тренировок. Режим моделирования: от полностью пассивных до различной степени активности упражнений, при осуществлении непрерывного компьютерного анализа и контроля двигательного участия пациента.

Специально подобранные комплексы упражнений являются способом лечения многих заболеваний у взрослых и детей. Особенно велика роль таких занятий для детского организма, который еще находится в стадии формирования опорно-двигательного аппарата, мышц и связок. Лечебная физкультура для детей и взрослых – способ исправить нарушения осанки, предотвратить развитие многих заболеваний и сформировать здоровый образ жизни на будущее.

Особенности и задачи лечебной физкультуры для детей

ЛФК решает задачи лечения заболевания с помощью движения, применения упражнений, которые стимулируют организм на борьбу с патологией. Зная особенности развития болезни, ее влияния на организм, формируется комплекс ЛФК, помогающий справиться с последствиями и помочь ребенку восстановиться.

ЛФК для детей решает и другие проблемы, кроме борьбы с конкретным заболеванием:

  • укрепляет иммунную систему;
  • вырабатывает правила общения в группе;
  • закрепляет гигиенические навыки;
  • повышает адаптационные возможности;
  • стабилизирует нервную систему;
  • вырабатывает правильную осанку, ведь в детском возрасте она находится еще в стадии формирования.

Наибольшее значение имеют регулярные занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки у детей. При повышенной возбудимости и эмоциональности упражнения способствуют торможению и стабилизации нервных импульсов, улучшают сон и аппетит.

Общее укрепление мышечного корсета повышает сопротивляемость к инфекциям, делает организм более способным противостоять нервным стрессам и любым заболеваниям.

Главной особенностью течения хронических заболеваний у ребенка является замедление физиологических темпов роста, а также отставание в развитии.

Важно ! ЛФК в педиатрии не только борется с последствиями заболевания, как у взрослых, но и восполняет присущую детям необходимость в движении, активных играх, не давая чрезмерной нагрузки на больной организм.

Занятия лечебной физкультурой для детей строятся на основе следующих принципов:

  • регулярность – обеспечивает постоянное улучшение функций организма и возможность увеличения нагрузки;
  • индивидуальный подход – позволяет учитывать возраст, особенности заболевания и физического развития ребенка;
  • постепенность – задания должны быть доступны, усложняться постепенно;
  • многофункциональность – ЛФК решает не только задачи лечения конкретного заболевания, но и общего укрепления организма;
  • обучение расслаблению и дыхательная гимнастика;
  • занятия, особенно для младшей группы, строятся по игровому принципу – имитируют движения животных, мультперсонажей.

Многие родители уверены, что закалить ребенка может только спорт. Постепенное увеличение нагрузок при ЛФК у ослабленных, страдающих серьезными хроническими заболеваниями малышей помогает укрепить здоровье и сделать первые шаги к спорту.

Дозированные нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка помогают преодолеть последствия болезни, сделать его крепким и уверенным в себе. Дошкольники активны, подвижны, любят бегать и двигаться, поэтому правильно выбранный комплекс ЛФК с игровыми элементами, шведскими стенками и интересными снарядами способен увлечь их и принести настоящую пользу.

При каких детских заболеваниях и отклонениях применяют лечебную физкультуру

Оздоровительные комплексы ЛФК показаны детям при большинстве заболеваний. Специальные упражнения учитывают негативное влияние конкретного заболевания на органы и системы и поддерживают организм.

До года

Нарушения обменных процессов (рахит, гипотрофия), пупочные грыжи, метеоризм лечат с использованием специальной лечебной физкультуры для детей до года, которая состоит из массажных действий и пассивных движений. Это укрепляет мышцы малышей, улучшает кровоснабжение и состояние кожи. Занятия рекомендованы с 2 месяцев, когда заканчивается гипертонус мышц.

С помощью ЛФК и массажа малышам до года лечат вывихи и подвывихи тазобедренного сустава, кривошею.

Патологии органов дыхания

Среди всех заболеваний у детей – это самая многочисленная группа. Сюда входят как серьезные патологии – бронхиальная астма, пневмония, бронхит, так и простые ОРВИ. ЛФК помогает укрепить мышцы грудной клетки, увеличить объем легких, повысить иммунитет. Лечебная физкультура для детей-астматиков позволяет сократить число приступов за счет улучшения вентиляции легких и контроля спазма бронхов.

Заболевания костно-мышечной системы

Малая подвижность, долгое время, проводимое за компьютером, становятся причиной многочисленных деформаций позвоночника и грудной клетки у школьников. Для этой группы заболеваний ЛФК является главным и лучшим способом корректировки осанки. Поскольку костяк еще не сформировался, то исправить его нарушения несложно.

Регулярные занятия помогают выработать правильное положение корпуса, а укрепление мышц – удерживать его в физиологическом положении. Лечебная физкультура при сколиозе у детей должна проводиться регулярно, только в этом случае происходит остановка деформации и улучшение осанки. При плоскостопии у детей лечебная физкультура эффективна в сочетании с массажем.

Регулярные занятия ЛФК в детском возрасте помогают облегчить течение многих заболеваний. Они назначаются при заболеваниях внутренних органов:

  • мышечных дистрофиях;
  • пиелонефрите;
  • ревматизме;
  • ожирении;
  • анемии;
  • сердечных заболеваниях и сосудистых патологиях;
  • врожденных пороках сердца;

При энурезе лечебная физкультура для детей является способом снять перевозбуждение нервной системы, повысить тонус мышц и улучшить метаболизм в тканях.

Основные методики проведения ЛФК

Основным правилом при подборе комплекса является его соответствие возрасту и возможностям ребенка. Общеукрепляющие упражнения составляют обязательную часть занятий, к ним добавляют тренировки в соответствии с патологией.

Методы проведения лечебно-оздоровительных мероприятий используются разные:

  • индивидуальные занятия со специалистом;
  • групповые занятия с детьми одного возраста;
  • ЛФК по профилю заболевания в группе;
  • домашние тренинги после консультации со специалистом и подбора комплекса.

Самым маленьким (до года) показаны рефлекторные действия и массаж. Малышам более старшего возраста – обязательное включение игровых элементов.

В комплексе всегда присутствуют упражнения:

  • активные;
  • статические – на удержание положения тела в рекомендованной позе;
  • дыхательные;
  • на растяжку;
  • на координацию;
  • со снарядами;
  • на расслабление.

Одной из основных задач ЛФК является преодоление отставания в развитии, вызываемое болезнью.

Комплексы упражнений

Сколиоз, нарушение осанки

Ребенка учат снимать нагрузку с позвоночника, формируют осанку, укрепляют мышечный корсет. Выполняются задания в положении стоя, лежа, на четвереньках. Одним из главных направлений является обучение правильной технике дыхания, которая нарушается из-за патологии позвоночника.

Полезны занятия перед зеркалом, чтобы можно было контролировать положение тела. Выполняются разные виды ходьбы:

  • с высоким поднятием колен;
  • с поворотами корпуса;
  • с поднятием рук и разведением их в стороны;
  • с изменением скорости движения;
  • на пятках и носках попеременно.

Из положения лежа делаются:

  • «велосипед»;
  • подъем ног;
  • скручивающие повороты вправо и влево;
  • прогибания с упором на голову и пятки.

Очень полезны упражнения с гимнастической палкой – заведение рук назад, прогибания и наклоны корпуса. Снаряд помогает фиксировать положение спины.

Упражнения на четвереньках разгружают позвоночник, снимают напряжение мышц, полезна ходьба с имитацией движений животных.

Плоскостопие

Раннее начало занятий помогает дошкольникам в будущем избежать неприятных последствий плоскостопия – болезней суставов, мышц и сосудов голеней, а также позвоночника. Полезны упражнения:

  • ходьба на носках и наружном участке стопы;
  • хождение по мелким камням и препятствиям, узкому бревну;
  • захватывание пальцами стопы мелких предметов, ткани;
  • ходьба босиком по земле и траве.

В детском возрасте можно остановить развитие плоскостопия и избежать осложнений, если заниматься регулярно.

Астма

Комплексное лечение бронхиальной астмы невозможно без ЛФК. Для астматиков комплекс состоит из следующих видов упражнений:

  • дыхательная гимнастика;
  • надувание шаров;
  • звуковая гимнастика с произнесением на выдохе определенных слогов;
  • тренировка удлиненного выдоха;
  • лыжные прогулки;
  • подвижные игры.

Во время занятий инструктор учит расслаблять дыхательные мышцы, тренируют длинный выдох, диафрагмальное и межреберное дыхание.

Правила проведения занятий и выполнения упражнений

Для каждого заболевания и возрастной группы имеются свои особенности формирования комплексов и выполнения упражнений. Поэтому необходим совет специалиста, занятия следует начинать с методистом ЛФК. Видео лечебной физкультуры для детей поможет малышу понять, что занятия интересны и увлекательны, а родители проверят, все ли они запомнили в комплексе.

При любом заболевании во время выполнения нужно придерживаться следующих правил:

  1. Начинать занятия с разминки, далее основной специальный комплекс, в конце – упражнения на расслабление.
  2. Обязательным элементом является дыхательная гимнастика, которая показана при любом заболевании.
  3. Нагрузку и число повторов увеличивают по рекомендации врача и постепенно.
  4. Не делают резких движений.
  5. Нельзя заниматься при плохом самочувствии и болевом синдроме.
  6. Упражнения не выполняют после приема пищи, и если ребенок голоден.

Заниматься следует в проветриваемых помещениях, в хорошую погоду лучше перейти на улицу. Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста выполняется с игровыми элементами, заданиям дают смешные названия, копируют знакомых малышам героев и животных.

Важно ! Регулярность занятий – необходимое условие лечебного действия ЛФК.

Противопоказания к занятиям

  • острые формы заболеваний;
  • обострения хронических;
  • плохое самочувствие;
  • ухудшение состояния после занятий;
  • угроза или наличие кровотечения;
  • пороки сердца в декомпенсированной форме;
  • любые виды недостаточности – сердечная, почечная;
  • температура выше 38°;
  • астматический статус.

Большинство отводов от занятий носят временный характер. При любом заболевании и состоянии ЛФК помогает детям преодолеть последствия болезни.

Упражнения лечебной физкультуры для детей подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей. Занятия в группах развивают коллективизм и соревновательный дух. Индивидуальные тренировки в большей степени учитывают потребности конкретного пациента и особенности его состояния.

Любой вид ЛФК способствует борьбе с болезнью, укреплению иммунитета, делает детей более сильными, выносливыми, защищает от простудных заболеваний и инфекции. Родители должны поддерживать детей в занятиях, тренироваться вместе с ними. Хорошим дополнением к занятиям будут пешие прогулки, катание на лыжах или плавание.

Большинству людей лечебная физкультура известна по каким-то определенным элементам. Чаще всего это массаж, который если и можно отнести к физическим упражнениям, то только к пассивным, и лечебная гимнастика при сколиозе и остеохондрозе. На самом же деле трудно найти такие заболевания, где бы не применялась лечебная физкультура. Более того, для каждого периода в состоянии здоровья существуют способы и методы ЛФК! Это значит, что занятия лечебной физкультурой могут, например, помочь укрепить мышцы, кости, суставы и связки с целью профилактики травм и заболеваний, могут обеспечить эффективный процесс лечения, если что-то все-таки случилось (уменьшение боли и отека, быстрое сращение поврежденных тканей) и поспособствуют восстановлению всех его функций (мышечного тонуса, подвижности суставов, осанки, выносливости и силы) после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма. Так же действует лечебная физкультура и на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему и даже зрение. ЛФК помогает предотвратить воспаление легких в послеоперационный период у "лежачих" больных, нормализовать артериальное давление у гипертоников и гипотоников, исправить осанку, обеспечить физическую подготовку к родам, скорректировать неправильное положение плода у беременных, восстановить после родов и вообще решить очень много так называемых женских проблем, в том числе ожирение. С помощью ЛФК можно повысить потенцию у мужчин, восстановить психо-эмоциональный комфорт и многое-многое другое. Трудно найти такие отклонения в состоянии здоровья и заболевания, где бы не применялась лечебная физкультура или на стадии профилактики, или в лечении, или восстановлении.

Итак, лечебная физкультура - это раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем). С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Основной терапевтический метод ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. Именно этим ЛФК и отличается от обычной физкультуры и спорта - не содержанием, а целью и мерой.

В лечебной физкультуре очень важна точная дозировка физических упражнений в зависимости от диагноза и других индивидуальных особенностей каждого человека. Ведь индивидуальный уровень нормы и понятия "ниже" - "выше" могут во много раз отличаться от так называемой средней. Точность по тому, сколько делать, и четкость по тому, что делать. Ведь для кого-то и 1 кг - уже большая нагрузка, а кому-то 50 - ерунда. Кому-то 100 метров пройти - уже марафон, а кому-то и марафон - это лечебная физкультура. Для кого-то массаж - это очень легкое и нежное поглаживание, а для кого-то нужны очень жесткие ударные приемы. Именно поэтому лечебная физкультура назначается врачом-физиотерапевтом и проводится в учреждениях здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах.

Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. Лечебная физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьезный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности.

Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средства ЛФК - это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях, занятия на тренажерах. А знаете, кстати, откуда в физкультуру и спорт пришли современные тренажеры? Из механотерапии. Там они применялись еще тогда, когда и слова-то физкультура не было. В институте травматологии есть даже музей механотерапии с такими аппаратами, что многие современные модели до некоторых из них не дотягивают.


Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

ЛФК - система открытая и развивающаяся. Она принимает в себя все, что появляется в физкультуре полезного и ценного и сама обогащает физкультуру своими методами. Ограничения по средствам и по тому, как их использовать, определяются в лечебной физкультуре только их безопасностью, целесообразностью и доступностью.

И в заключение приведу афоризм военного хирурга армии Наполеона Климента Тиссо, который разработал реабилитационную концепцию «Медицинская или хирургическая гимнастика», что позволило существенно повысить эффективность лечения раненых и больных и который в дальнейшем стал девизом лечебной физкультуры: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».


(ЛФК) - это неспецифический метод реабилитации и тренирующей терапии с помощью спорта и физической культуры. ЛФК имеет лечебно-профилактическую цель для ускорения процесса восстановления здоровья человека и является самостоятельной медицинской дисциплиной.

Лечение с помощью ЛФК

ЛФК - это обязательный элемент в лечении пациентов, которые имеют повреждения или заболевания так как без применения лечебной физкультуры нарушенная функция опоры и движения практически не восстанавливается.

Даная методика применяется не только для исключения заболевания или повреждения, но и для профилактики некоторых заболеваний, чтобы избежать осложнений и обострений, а также ЛФК является действующим средством восстановления трудоспособности.

3. В положение лежа. Нужно лечь на спину, руки при этом отвести за голову, потянуться. Данное движение стимулирует растяжение поясничного отдела позвоночника.

Упражнения лечебной физкультуры для шейного отдела

1. Для выполнения данного упражнения следует надавить на ладонь лбом, напрягая при этом шейные мышцы. Длится упражнение 5-7 секунд, повторяется 3 раза. После этого следует надавить на ладонь затылком, повторить 3 раза по 5-7 секунд.

2. Следует напрягать мышцы шеи, надавливая на левую ладонь левым виском, а также на виском. Выполнять упражнение следует по 5-7 секунд, повторить 3 раза.

3. Сначала нужно слегка запрокинуть голову назад, а затем медленно нагнуть вперед, прижимая к яремной ямке подбородок. Повторить упражнение следует не менее 5 раз.

4. В исходном положении следует держать плечи и голову прямо. Затем повернуть голову вправо, насколько это будет возможно. Проделать движение более 5 раз. Повторить повороты в другую сторону.

5. В исходном положении следует прижать подбородок к шее. В таком положении повернуть голову сначала вправо более 5 раз, затем влево такое же количество раз.

6. Выполняя последнее движение, голову нужно запрокинуть назад. А затем постараться правым ухом коснуться правого плеча, а левым ухом - левого плеча. Проделать упражнения более 5 раз на каждую сторону.

Лечебная физическая культура для поясничного отдела

Обеспечить правильное лечение можно в случае, если с пациентом работает инструктор ЛФК. Но в случае профилактических действий заниматься лечебной физкультурой можно и самостоятельно.

1. Вис или полувис. Это упражнение выполняется на перекладине, либо касаясь ногами пола, либо нет. В любом случае эффект от упражнения будет положительным. Висеть, расслабив мышцы, следует несколько подходов по 1 минуте.

2. В исходном положении человек стоит, держа руки на бедрах. Следует выполнить по десять наклонов вперед и назад, влево и вправо.

3. Стоя и держа руки на бедрах, следует выполнить движения тазом влево и вправо, вперед и назад, в каждую сторону по 10 раз.

Упражнения на полу

1. Нужно встать на колени и упереться в пол руками, затем сложиться в виде и вернуться в исходное положение. Повторить данное движение следует 15-25 раз.

2. Упражнение лежа на животе. Следует согнутыми руками упереться в пол, затем выпрямить руки и, не отрывая ног от пола, отжаться. Упражнение следует повторить 10-20 раз.

3. Следует встать на колени, упираясь в пол прямыми руками. Затем нужно прогнуть спину вверх как можно больше и вернуться в исходное положение. Также повторить 10-20 раз.

4. Упражнение лежа на спине. Следует прижать колени согнутых ног к груди и вернуться в исходное положение. Так продолжать 10-20 раз.

Обычно инструктор ЛФК советует проделывать все движения мягко и не торопясь. Ждать, как позвоночник будет хрустеть, становясь на место, не нужно, так как данные движения годятся лишь для профилактического, домашнего использования.

ЛФК при переломах

Лечебная физкультура просто необходима при восстановлении организма после перелома. Для этого используют подобранный комплекс упражнений.

1. Чтобы вернуть поврежденному суставу подвижность, нужно выполнять вращение поврежденной рукой или ногой, повторяя движение около 10 раз. Следует учитывать тот факт, что нельзя применять данное движение в несколько первых дней после того, как сняли гипс.

2. Привести мышцы в тонус поможет такое упражнение. Пострадавшую ногу или руку необходимо поднять под углом приблизительно в 30 градусов по направлению вперед и задержать так несколько секунд. Несколько раз повторить движение.

3. Чтобы привести в тонус мышцы боковой и задней поверхности бедер, следует выполнить движения с использованием опоры. Нужно выполнить махи правой и левой ногами вперед и вбок по 10 раз, при этом следует держаться за опору.

4. Применяется это упражнение ЛФК после перелома ноги и создает неплохой эффект для укрепления икроножной мышцы. Также понадобится опора. Стоя лицом к опоре, нужно взяться за нее руками, а затем медленно приподняться на носочки и также медленно спуститься на стопу. При необходимости увеличения нагрузки можно выполнять движения на одной ноге.

Массаж

Массаж ЛФК способствует снятию боли и напряжения мышц. Исследователи подтвердили, что во время массажа, мышца растягивается и благодаря этому уменьшается воспалительная реакция клеток. Это доказывает, что массаж будет очень полезным для восстановления организма после травм.

С помощью вибрации, давления и трения можно оказывать воздействие на органы и ткани организма человека. Чтобы достигнуть лечебного эффекта, массаж следует делать специальными аппаратами, но в профилактических целях его можно сделать и руками.

Можно сделать вывод, что ЛФК - это очень удобная, в большинстве случаев безболезненная терапия, с помощью которой можно не только вылечить больного, но и предотвратить некоторые заболевания абсолютно здорового человека.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи