Спорт для всей семьи

1.Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.: ил. 2.Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: Учебное пособие /Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: ЛГОУ, 2009. - 352с. 3.Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры. Учебное пособие / В.М.Выдрин - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2001. - 76с. 4.Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры. Уч.пособие /А.А. Гужаловский. - Мн.: Нар.асвета, 2009. - 456 с. 5.Деминский, А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания /А.Ц.Леминский. - Донецк, АО Донеччина, 2006 - 366с. 6.Кун, Л. «Всеобщая история физической культуры и спорта»: М., 2007 7.Кривцун, В.П. Музыкальная тропа здоровья как инновационная форма оздоровления лиц юного и среднего возраста / В.П. Кривцун, Д.Э. Шкирьянов // Мир спорта. - 2009. ? № 1. - С. 53 ? 61. 8.Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. - 4-е изд., стер. - М.: Лань, 2004. - 160 с. 9.Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций / Е.М. Нахаева. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. - 77 с. 10.Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник /А.М. Максименко - М.: Физическая культура, 2005. - 544с. 11.Теория физического воспитания: учеб. пособие для институтов физ. культуры / Г.И. Кукушкин [и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 458 с. 12.Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - Т.2. - 256 с. 13.Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, Учебник для техникумов физической культуры / Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 256 с. 14.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 456 с. 15.Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. - СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 254с.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в ГБОУ Гимназия №1506

Под спортивно - массовой работой понимается система действий, направленных на развитие личностных ресурсов, формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения, установок на здоровый образ жизни у школьников.

Под спортивно-массовой работой понимается привлечение школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.

Педагогические усилия школы сконцентрированы на организации работы, которая направлена на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни , создание единого социокультурного пространства на территории школы.

Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности ребенка. Одной из задач является расстановка акцентов в воспитательно-образовательном процессе на необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и психолого-педагогических технологиях формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью, индивидуальной жизнестойкости.

Цели организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе

  1. Формирование нового качества воспитательно-образовательного пространства школы, в котором физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность школьников выступает социальным процессом, базирующемся на принципах социального партнерства и объединяющем все здоровые интеллектуальные, нравственно-волевые, культурно-ценностные, мировоззренческие, профессиональные ресурсы.
  2. Пропаганда культуры досуга среди детей и подростков через организацию и участие в спортивно-массовых мероприятиях.
  3. Социализация детей и подростков на основе инициируемых в школьной среде экологичных моделей альтернативного поля устойчивой нравственной позиции и получения необходимого физического развития через приобщение к занятиям физической культурой и спортом.
  4. Формирование образа школы как территории здоровья в общественном сознании.

Задачи организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:

  • всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом, психическом развитии детей и подростков;
  • пропаганда и утверждение здорового образа жизни среди детей и подростков, их родителей, педагогов школы;
  • организация содержательного, познавательно-развлекательного досуга детей и подростков;
  • создание условий для социализации личности подростка на ранней стадии его становления;
  • осуществление мониторинга здоровья детей и подростков и оценка эффективности проводимых мероприятий.

Виды организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работы в школе включает в себя следующие виды деятельности :

  • мониторинг состояния физического развития современного поколения детей, которое вызывает тревогу и требует активных действий всех структур законодательной и исполнительной власти;
  • пропаганду здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе;
  • участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, программы «Здоровье», развития школы;
  • расширение возможностей сферы досуга обучающихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций на базе школы, внеклассную и внеурочную деятельность;
  • воспитание будущих родителей и психолого-педагогическое просвещение взрослых в области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях;
  • формирование позитивного родительского мнения по вопросам воспитания детей средствами спорта;
  • формирование привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности;

Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе содержит несколько модулей:

  • уроки физической культуры;
  • лечебная физическая культура;
  • работа школьных спортивных секций и спортивных секций другой ведомственной принадлежности.
  • спортивно-массовые мероприятия различного уровня;

Физическое воспитание и сохранение здоровья учащихся - одно из важнейших направлений деятельности нашей школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся - забота всего педагогического коллектива в том числе и учителей физической культуры.

Материально-техническая база для физкультурно-оздоровительной работы

  • В школе действует два спортзала, оборудован спортивный комплекс, который включает в себя поле для мини футбола, площадка для игры в волейбол и площадка с тренажёрами. Образовательным учреждением активно используется также материальная база бассейна "Полярная звезда". Уроки физической культуры полностью обеспечены необходимым оборудованием.

Методическая подготовка учителей; освоение современных технологий

Вопросы о теоретико-методических основах здоровьесберегающей педагогики, о личностном подходе к сохранению здоровья и физическому развитию учащихся постоянно рассматриваются на заседаниях методического объединения. Учителя физкультуры выносят их обсуждение на совещания всего педагогического коллектива школы. Рекомендуют проведение гимнастики до начала уроков и физкультурных пауз в ходе урока. Педагоги участвуют в разработке уроков, внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и пропаганде ЗОЖ. Учителя методического объединения привлекаются к взаимопосещению и анализу уроков со здоровьесберегающих позиций.

  • Ведется методическая работа по обобщению и распространению опыта работы педагогов школы. 20 октября 20013 года в школе проведен муниципальный семинар учителей физической культуры "Уроки физической культуры без освобождённых", получивший высокую оценку коллег.

Организация учебного процесса

Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, факультативов и кружков в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Школа осуществляет личностный подход к сохранению здоровья учащихся. Каждый учитель начинает учебный год с изучения листка здоровья каждого школьника, чтобы в соответствии с рекомендациями медицинских работников организовать образовательную деятельность учеников.

Учитель физкультуры ведет индивидуальные карты физического развития школьников, регулирует индивидуальную физическую нагрузку учащихся на уроках физкультуры в зависимости от уровня подготовки ребенка, для дальнейшего физического совершенствования и укрепления здоровья предлагает индивидуальные домашние задания на отработку тех или иных навыков.

В школе организована работа с детьми с различными нарушениями здоровья. Поскольку в специальную группу входят дети разного возраста и диапазон их заболеваний разнообразен, учителя физкультуры используют, в основном, индивидуальную работу с каждым учеником СМГ.

Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы

Внеклассная спортивно-оздоровительная работа - одно из важнейших направлений системы воспитательной работы школы в целом. Разработана ежегодная циклограмма физкультурно-оздоровительных мероприятий.

На базе школы были созданы и работают спортивные кружки: футбол, аэробика, оздоровительная гимнастика, шахматы, большой теннис, бальные танцы В рамках этого направления ребята принимают активное участие в районных, окружных, городских соревнования.

В школе проводятся Дни здоровья, предметные недели посвящённые физической культуре, туристические слеты, походы, спортивные праздники. Школьники участвуют в спортивных соревнованиях школьного, муниципального уровней. Образовательное учреждение рассматривает участие школьников в спортивных соревнованиях как прекрасную возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения.

Ежегодно учащиеся старших классов в рамках Спартакиады допризывной молодёжи принимают участие в военно-полевых сборах.

Большая работа ведется работа по профилактике курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников.

В школе организовано тесное сотрудничество и соблюдается преемственность в физическом воспитании и развитии детей с дошкольными образовательными учреждениями, расположенными в микрорайоне образовательного учреждения. Воспитанники старших групп дошкольных учреждений приходят в школу на занятия в группу «Раннего развития» , знакомятся с будущими учителями, занимаются в школьном спортивном зале.

Школьное методическое объединение учителей физической культуры

Тема методического объединения: Система методической работы по физической культуре как средство повышения профессионального потенциала учителей, обеспечивающего достижение нового качества образования.

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

Задачи:

  • Повышение компетентности педагогических кадров.
  • Создание системы поиска и развития одарённых детей.
  • Сохранение и укрепление психофизического здоровья каждого ученика.
  • Повышение учебной мотивации обучающихся.
  • Обобщение и распределение положительного педагогического опыта педагогов.

Состав МО учителей физической культуры

Ф.И.О.

Число и год рождения

Образование

ВУЗ (год окончания)

Курсы повышения квалификации

Методическая
тема

Зуева Лариса Александровна

АРМГИФК, 1986

ЦОМОФК, 2013г.

Совершенствование физических качеств посредством дыхательных техник

Скрипник Наталья Валерьевна

РГУФКС и Т,

ЦОМОФК, 2013г.

Совершенствование физ.качеств посредством оздорровительной аэробики.

Викторов Даниил Андреевич

Высшее ГБОУ ВПОТВГУ, 2006

Совершенствование физ. Качеств посредством игры футбол

Новикова Юлия Святославовна

ГБОУ СПОСПТ «Спорт», 2010

МИФК и С, 2014

Совершенствование физ. качеств у старшекласниц посредством оздоровительной аэробики.

Информация об учебных программах и их методическом обеспечении по предмету

Предмет - физическая культура 1-11 класс

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 - 11 кл. «Просвещение», Москва, 2011 г., В.И.Лях и Н.А.Зданевич
  2. Рабочие программы согласованы на ШМО и утверждены завучем и директором
  3. Учебники:
  • «Мой друг - физкультура!» 1 - 4 кл. В.И.Лях, «Просвещение». Москва, 2011 г.
  • «Физическая культура» 5 - 7 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.
  • «Физическая культура» 8 - 9 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.
  • «Физическая культура» 10 - 11 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.

План работы МО на 2014-2015 учебный год

Тема заседаний

Вопросы для обсуждения

Ответственный

Дата

Заседание № 1 «Планирование и организация методической работы на год».

Цель: откорректировать и утвердить деятельность МО учителей физкультуры; выработать единые представления о перспективах работы над метод. темой.

  1. Утвердить план работы МО на новый учебный год.
  2. Обсуждение и утверждение рабочих программ на 2014-2015 уч.г.
  3. Утверждение календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год.
  4. Корректировка и утверждение работы по темам самообразования
  5. Изучение нормативно-правовых актов и документов.(Положение о проведении предметных олимпиад)

Учителя физической культуры.

сентябрь

Заседание № 2

«ФГОС на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

Цель: повышение проф. мастерства и обеспечение условий роста профессионализма

  1. Конструирование технологической карты урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Баскетбол по новому согласно требованиям ФГОС.
  3. Адаптированная программа для начальной школы «Основы безопасности дорожного движения».
  4. Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.
  5. Итоги проведения I тура предметных олимпиад (анализ)
  6. Итоги I четверти

Учителя физической культуры.

Заседание № 3

«Повышение качества знаний учащихся в результате активного использования в процессе обучения методов и технологий, способствующих формированию положительной мотивации учащихся»

  1. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий.
  2. Психофизиологические закономерности восприятия информации учащихся.
  3. Игра - путь к физическому развитию.
  4. Итоги II четверти
  5. Итоги районного тура олимпиад
  6. Утверждение плана работы предметной декады
  7. Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования.

Учителя физической культуры.

Заседание № 4

«Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеклассную работу»

  1. Спортивно - оздоровительное направление во внеурочной деятельности.
  2. Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование у школьников практических умений и навыков по физической культуре.
  4. Итоги предметной декады (анализ)
  5. Безопосность как форма поведения ученика в повседневной жизни.
  6. Итоги работы за первое полугодие

Учителя физической культуры.

Заседание № 5

«Анализ результативности МО за год»

  1. Анализ работы МО за 2014-2015уч.г.
  2. Подведение итогов года по успеваемости учащихся и выполнению программы.
  3. Сравнительный анализ тестирования физической подготовленности (мониторинг).
  4. Анализ (итоги) районной спартакиады школьников.
  5. Обсуждение перспективного плана работы МО.
  6. Обзор новинок методической литературы.
  7. Разное

Учителя физической культуры.

План внутришкольного соуправления и контроля

I четверть

  • Согласование плана работы МО.
  • Утверждение рабочих программ, кружков, секций
  • Проверка учебно-методической базы учителей
  • Формирование групп для занятий в кружках и секциях
  • Проведение мониторинга физического развития
  • Проведение школьных предметных олимпиад
  • Охрана здоровья на уроках физичкой культуры (проверка журналов по т/б)
  • Проверка уровня физической подготовленности учащихся в 5 - 8 классах на начало учебного года

II четверть

  • Участие в муниципальном туре предметных олимпиад
  • Контроль за документацией по спортивно-массовой работе.
  • Обеспечение техники безопасности на уроках физической культуры

III четверть

  • Анализ посещаемости обучающимися занятий по физической культуре (9-11)
  • Ведение журналов кружковой работы
  • Предметная декада
  • Контроль за выполнением программ, учебных планов, своевременность и объективность выставления оценок, качество заполнения журналов

IV четверть

  • Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (5-8 кл.)
  • Уровень физической подготовленности учащихся на конец года (мониторинг физической подготовленности)
  • Эффективность приемов и методов организации учебной деятельности на уроках физической культуры (2 - 4 кл.)
  • Контроль выполнения программ, учебных планов.
  • Проверка готовности экзаменнационных материалов
  • Годовая аттестация учащихся
  • Анализ результативности работы ШМО

Работа между заседаниями

  1. Подготовка к школьным и районным олимпиадам.
  2. Ремонт оборудования школьной спортивной площадки.
  3. Взаимопосещение уроков.
  4. Изучение научно-методических журналов и дополнительной литературы по предметам.
  5. Приобретение новинок методической литературы.
  6. Пополнение методических копилок.
  7. Организация и проведение внеклассных мероприятий.
  8. Участие в конкурсах, выставках соревнованиях.
  9. Помощь коллегам (по мере необходимости).
  10. Приобретение нового и списание старого оборудования.
  11. Пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом через газеты, уголки, выступления.
  12. Оформление и обновление спортивных уголков и стендов.
  13. Работа над пополнением и развитием кабинета физической культуры.
  14. Выступление на родительских собраниях и индивидуальные беседы с родителями.
  15. Выпуск предметных газет.

Работа с одаренными и мотивированными детьми

  1. Работа кружков и секций.
  2. Подготовка и участие в выставках, соревнованиях.
  3. Работа в научном обществе школьников
  4. Рецензирование докладов и рефератов.
  5. Применение докладов, рефератов, а также стендового материала на уроках, классных часах, в методических уголках, на родительских собраниях, в подготовке к экзаменам.
  6. Участие в школьной, муниципальной, региональной, Всероссийской олимпиаде школьников
  7. Участие в школьном и муниципальном этапах районных предметных олимпиад, а также всероссийского и международного уровне.
  8. Подготовка и проведение декады физической культуры.

Выводы

Используемая литература

Приложение

Введение.

Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. .

Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе.

Проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий – важнейшая составляющая процесса физического воспитания учащихся. Цели этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение учащихся к систематическим занятиям физ. упр. и видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Школьные соревнования – самая действенная мера повышения физической подготовленности учащихся. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования морально-волевых качеств и черт характера. Спортивные мероприятия используются для проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы. Они так же позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спорт - деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную, коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью человека. Это наиболее ярко выражено в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины в школе и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

Спортивные соревнования – яркое эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникают вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые, решительные действия участников, их высокие достижения.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении. В процессе спортивных мероприятий осуществляется умственное воспитание участников.

В процессе занятий так же происходит нравственное развитие, занимающихся спортом. Оно направленно на формирование у человека социально-ценностных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, учащиеся учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действие своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные. Под руководством учителя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды и т.д.

Основными задачами любых соревнований являются:

Содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему развитию учащихся.

Воспитание их в духе патриотизма, коллективизма и дружбы, выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и организованности.

Широкое развитие отдельных видов спорта в школе и повышение спортивно-технических результатов учащихся.

Подведение итогов учебно-тренировочной работы, выявление интересов детей к отдельным видам спорта, привлечения учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом, пропаганда и популяризация спорта.

Глава 1

Организация спортивно-массовой работы в школе.

Правильно поставленная физкультурно-оздоровительная работа в школе – основа здорового образа жизни, укрепления здоровья учащихся. В условиях общеобразовательной школы большое значение придаётся двигательному режиму школьников. От его правильной организации во многом зависит здоровье и работоспособность учащихся.

Рациональная организация двигательного режима отвечает требованиям времени, обеспечить учащихся ежедневными занятиями физическими упражнениями.

Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы.

Средства физической культуры оказывают различное воздействие на психическую напряжённость и психические свойства личности, в частности на агрессивность и тревожность.

Ещё И. П. Павлов отмечал, что поведенческая деятельность людей носит социальный характер. Конечно, социальные условия влияют на эмоции, поведение, характер, психику людей, особенно молодых. И в сфере спорта это выявляется особенно остро.

В.И.Малинак подчёркивает в своём исследовании, что дальнейшее повышение эффективности комплексного физического воспитания школьников в значительной мере связано с совершенствованием методов обучения детей различным формам двигательной деятельности. Однако отсутствие единого мнения по многим вопросам выбора и эффективности различных применяемых методов и методик обучения свидетельствует о том, что этот вопрос недостаточно изучен.

Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, д еятельность и серьезные упражнения. (Коменский Я.).

Затяжная социально-экономическая неустойчивость в нашей стране явно сказывается и на школьниках. Учащиеся в трудных, критических ситуациях проявляют агрессивность, тревожность, конфликтность, совершают правонарушения. Всё это в результате влияния на формирования личности.

Физическое образование ребенка, есть база для остального, без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. (А.В.Луначарский) .

В этой педагогической ситуации физкультурно-оздоровительная работа решает не только оздоровительные, образовательные, воспитательные, но и профилактические, коррекционные задачи. Такая работа способна приостановить процессы негативного воздействия на школьников, оздоровить в какой-то мере психическое состояние каждого учащегося и микроклимата в группе школьников.

Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни. (Н.Амосов). .

Очевидно, что физические упражнения, выполняемые системно и целенаправленно, положительно влияют на психофизиологическое развитие школьников.

К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и понимают его по-своему. Одни внедряют обучающую программу «Уроки здоровья», другие организуют соревнования классов, третье используют универсальную программу, рекомендованную Министерством образования, четвёртые ограничиваются фиточаем и витаминными салатами и т.д.

Конечно, надо приветствовать любой подобный способ, только важно помнить главное: здоровье – это больше, чем просто отсутствие болезней. И работу по его сохранению и укреплению надо вести целенаправленно педагогическими методам

Виды соревнований

В российской системе физического воспитания выработана стройная система спортивных соревнований. Все крупнейшие спортивные соревнования условно можно разделить на три группы:

1.Комплексные соревнования с зачетом по многим видам спорта.

2.Ехегодные соревнования на первенство Российской Федерации по всем видам спорта.

3.Соревнования российского масштаба, посвященные знаменательным датам, а так же на призы, учрежденные различными организациями.

В зависимости от целей соревнования по видам спорта делятся:

1) первенства, в которых определяется чемпион (лучшая команда, участник соревнования);

2) отборочные соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов или комплектования сборной команды;

3) контрольные соревнования в ходе учебно-тренировочных занятий (цель этих соревнований – педагогический контроль за состоянием тренированности и спортивным достижениям занимающихся);

4) массовые соревнования (Президентские игры, Президентские состязания);

5) показательные соревнования для популярности различных видов спорта.

По форме организации различают следующие виды соревнований:

а) закрытые соревнования в классе, школе, спортивном клубе, в которых участвуют учащиеся только данного коллектива;

б) открытые соревнования, в которых могут участвовать команды, отдельные спортсмены других школ, полноправно оспаривая призовые места, медали т.д.;

в) товарищеские (матчевые) встречи – соревнования по предварительной договоренности между командами классов, школ;

г) заочные соревнования между классами, школами в районе, городе, области и т. д.

По условиям зачета соревнования могут быть личными и командными.

Структура спортивно-массовых мероприятий. Соревнования могут быть внутренние - (первенство школы по различным видам спорта, Дни здоровья, турниры, спартакиады), внешние - (городские, зональные, областные и т.д.).

1.2.Планирование спортивных соревнований.

Так как спортивные соревнования – неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса, то их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях.

План спортивно-массовой работы школы составляется всеми заинтересованными лицами до начала нового учебного года с учетом возрастных групп учащихся и школьных традиций. При составлении плана необходимо взвесить все возможности: наличие и состояние спортивной базы, спортинвентаря и погодные условия региона.

Черновой вариант плана надо вывесить на доску объявлений для ознакомления с ним школьников. На первом же совете физоргов классов план обсуждается, дополняется или что-то изменяется и утверждается. Потом в течение учебного года он будет осуществляться.

В каждой школе план спортивно-массовых мероприятий может быть сугубо своим с учетом состояния и наличия спортивной базы, спортинвентаря и квалификации преподавателей физической культуры.

В нашей школе - «Гимназия им. Н.В. Пушкова» г. Троицка спортивно-массовые мероприятия проводятся по следующему плану (см. приложение №1)

Глава 2

Рабочая гипотеза заключается в том, что дифференцированный подход к комплексному, систематическому проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в школе и индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности школьников, посещающих кружки и спортивные секции обеспечит достаточную двигательную активность детей, будет всемерно содействовать их нормальному физическому развитию, укреплению их здоровья, развитию умственных способностей, окажет положительное влияние на учебу в целом, их конституцию, на приобщение к здоровому образу жизни, на их дальнейшую жизнь.

Цель исследования- научно обосновать средства и методы, комплексных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в школе с учётом индивидуальных уровней физического развития и физической подготовленности учащихся.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить уровень и динамику физической подготовленности школьников.

2. Разработать возрастные ориентиры физического развития и физической подготовленности школьников.

3. Проверить эффективность предлагаемых средств и методов, комплексных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, влияющих на физическое развитие и физическую подготовленность учеников.

Краткая характеристика:

  • - физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
  • - психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
  • - дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определенные исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений, других факторов (наличие секций рядом с домом, стоимость занятий и т. д.)

Основные задачи спортивных секций

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта.

Основные задачи секций:

  • - приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
  • - содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;
  • - готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
  • - содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

Распределение секций по возрастной группе

В секции приглашаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это противоречит основным задачам внеклассной работы. В секции учащиеся распределяются по группам с учетом возраста (6-7, 8-9, 10-11, 12-13, 14-15, 16-17 лет), пола, уровня спортивной подготовленности. Согласно существующему положению дети допускаются к спортивным занятиям:

с 6-летнего возраста -- к занятиям по спортивной гимнастике (девочки), художественной гимнастике, фигурному катанию;

с 7-летнего возраста -- к занятиям по фристайлу, шахматам и шашкам, теннису настольному и большому, синхронному плаванию, прыжкам на батуде, в воду, плаванию, спортивной гимнастике (мальчики), акробатике, воднолыжному спорту;

с 8-летнего возраста -- к занятиям по бадминтону, баскетболу, футболу, горнолыжному спорту, спортивному ориентированию;

с 9-летнего возраста -- к занятиям по водному поло, волейболу, конькобежному спорту, легкой атлетике, лыжному спорту (биатлону), лыжным гонкам, лыжному двоеборью, прыжкам с трамплина, парусному спорту, регби, ручному мячу, хоккею на траве, с мячом, с шайбой;

с 10-летнего возраста -- к занятиям по скалолазанию, фехтованию, тяжелой атлетике, санному спорту, современному пятиборью, стрельбе пулевой, гребле на байдарке и каноэ, гребле академической, велоспорту, борьбе вольной, классической, дзюдо, самбо, боксу;

с 11 лет -- к занятиям по конному спорту, стрельбе из лука, стрельбе стендовой;

с 17 лет -- к занятиям бобслеем.

Для учащихся 8-9 и 10-11 лет занятия проводятся два раза в неделю по 45 мин, для остальных возрастных групп -- три раза в неделю по 90 мин. Проводят занятия в спортивных секциях учителя физической культуры, военные руководители (по военно-прикладным видам спорта), учителя других предметов, имеющие соответствующую подготовку по определенному виду спорта и компетентные в вопросах методики организации и проведения спортивных занятий с детьми. Такие секции существуют практически во всех общеобразовательных школах.

Занятия в кружке или секции -- это:

  • - смена вида деятельности . Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок -- творческой. В кружках прикладного творчества -- двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок -- все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
  • - смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, -- разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка "избалуют" подобной снисходительностью;
  • - смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;
  • - смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь -- занимайся за столом, хочешь -- удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится. Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

способ организации досуга ребенка . Это один из наиболее частых аргументов "за", приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

Занятия в кружке, секции -- это общение . Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений. Кроме того, для всех детей группа в кружке -- модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

формированию ответственности, самостоятельности . Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

  • - запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
  • - запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
  • - запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.); организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться. Для ребенка семи-девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни "взрослой" силы воли, ни "взрослой" памяти, ни "взрослой" предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.

Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов:

  • - первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
  • - второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически -- в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Методы спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

  • 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;
  • 2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся:

  • 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;
  • 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;
  • 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;
  • 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений и целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облетающие освоение двигательных действий.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов -- непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном -- варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10000 м, как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий -- свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий -- с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий -- на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 к 23 мин.

Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 х400; 10 х 1000 м -- в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3x60 м с максимальной скоростью, отдых -- 3-5 мин, 30 м -- с ходу с максимальной скоростью, медленный бег -- 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание инстанции 200 м с результатами -- 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной, тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

  • - соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге ш короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);
  • - соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;
  • - проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) относительно небольшими паузами отдыха против нескольк соперников;
  • - соревнования в играх и единоборствах с «неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

  • - планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах;
  • - уменьшением продолжительности боев, схваток в единоборствах;
  • - упрощением соревновательной программы в сложнокоординационных видах;
  • - использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях;
  • - уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе;
  • - применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество -- он стартует несколько впереди (или раньше) других участников, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.п.

Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.

Дозирование физических нагрузок

Дозировать нагрузки - значит делить их на пропорции, определяя размеры однократного многократного использования. Показателями величины нагрузки при выполнении отдельных упражнений служат длительность и интенсивность работы.

Физиологическими показателями нагрузок, которые могут быть использованы учителем в практике работы, являются частота сердцебиения у учащихся, их объективные ощущения трудностей в работе и внешние проявления реакций на нагрузку.

Относительно выбора нагрузок необходимо отметить следующее:

  • 1. Тренирующее воздействие нагрузки должно быть пропорционально ее интенсивности и длительности.
  • 2. Чтобы повышать физическую работоспособность школьников, надо увеличивать нагрузку от занятия к занятию. Если этого не делать, работоспособность будет оставаться на прежнем уровне или даже постепенно снижаться.
  • 3. При занятиях с детьми рекомендуется повышать объем нагрузки сначала за счет длительности, а затем за счет интенсивности.
  • 4. В серии занятий можно повышать нагрузки постепенно, ступенчато или волнообразно.
  • 5. Суммарная нагрузка серии упражнений должна соответствовать способностям детей к адаптации. Слабые нагрузки малоэффективны, чрезмерные же вредны, поэтому надо искать оптимальный уровень, постепенно наблюдая за реакцией школьников.

Спорт -- это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.

Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:

  • · всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
  • · развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
  • · формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
  • · совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

В спортивные секции общей физической подготовки принимаются все учащиеся, отнесенные к основной медицинской группе, в возрасте от 7 до 17 лет.

Учащихся распределяют по учебным группам в зависимости от возраста: первый год обучения -- подготовительная группа (7--8 лет); второй год обучения -- младшая детская группа (9--10 лет); третий год обучения -- старшая детская группа (11--12 лет); четвертый год обучения -- подростковая группа (13--14 лет); пятый год обучения -- юношеская группа (15--17 лет). Комплектовать группы целесообразно из учащихся одного класса. Занятия в спортивных секциях по видам спорта организуются в соответствии с программами. В соответствии с программами по видам спорта разрабатывается также учебная документация -- учебный план, графический план (график распределения учебного материала), рабочий план, конспекты и календарь соревнований секции. Приводим один из таких документов (Таблица 1).

Спортивные соревнования, которые организует совет физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта.

Практика физической культуры накопила огромный опыт проведения спортивных соревнований в школе под названиями «Вас вызывает Спортландия!», «Веселые старты», «Старты надежд», «Малые Олимпийские игры» и др.

Для их проведения необходимы:

  • · разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях;
  • · создание торжественной и праздничной атмосферы;
  • · соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований;
  • · четкое выполнение сценария и объективное судейство;
  • · награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы;
  • · продолжительность соревнований не должна превышать двух часов.

Таблица 1. Примерный календарь соревнований секции легкой атлетики на 2005-2006 учебный год для группы учащихся 13--14 лет

Учащиеся среднего и старшего школьного возраста участвуют в соревнованиях по видам спорта, туристских походах, во Всесоюзной игре «Орленок».

Для пропаганды занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах организуются вечера спортивной славы, на которые приглашаются ведущие спортсмены. Они демонстрируют свои спортивные качества, рассказывают об успехах советских спортсменов.

Учащиеся общеобразовательных школ в результате такой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи